будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Калининград история Городские путешествия памятники архитектуры
Июнь 21, 2025
Pro Science
Митрофанов Алексей

Городские путешествия. Прусский вокзал для русских путешественников

Городские путешествия. Прусский вокзал для русских путешественников
ps_Kaliningrad_05-2017_img36_South_railway_station
Южный вокзал в Калининграде. Источник: A.Savin/Wikimedia Commons

Статистика утверждает, что в современной России 1117 городов. Среди них и многомиллионные мегаполисы, и такие древние города, как Дербент, основанный в 438 году, и появившийся в 2010-х Иннополис, где пока живут менее девятисот человек. Но в каждом из российских городов любознательный путешественник найдет что-то достойное внимания. В рубрике «Городские путешествия» писатель и краевед Алексей Геннадиевич Митрофанов каждую неделю рассказывает о каком-нибудь интересном объекте в том или ином российском городе.

Южный вокзал в Калининграде — откровенный долгострой. Да, и у немцев такое бывает. Создавали его, когда город еще назывался Кенигсбергом, с 1919 по 1929 год. Архитектор — Густав Корнелиус.

Первоначально вокзал назывался Центральным. В то время в Кенигсберге действовало несколько маленьких вокзалов, и от них шли поезда по разным направлениям. Это показалось неудобным — и для пересадок, и вообще. Решили все вокзалы упразднить и сделать вместо них один большой.

Ну, примерно, как в Москве бы Ленинградский, Ярославский, Киевский, Савеловский и прочие вокзалы поломали бы, а рельсы провели, например, на Сретенский бульвар. Только почему-то в случае с Москвой такое представляется абсурдным, а в Кенигсберге получилось. Разве что для направлений на балтийские курорты выделили особенный вокзальчик и назвали его Северным. Ранее эти линии обслуживали два вокзала — Кранцевский и Земландский.

Внутри Центрального вокзала оборудовали залы ожидания, рестораны, магазинчики, две парикмахерские, винный погреб и кегельбан. Что называется, ничего лишнего, всё только самое необходимое. А фасад украсили статуей бога Хроноса с конями. Ее сделал ваятель Герман Брахерт.

Еще до появления Центрального вокзала город пользовался популярностью у русских путешественников. Можно сказать, что путь на запад шел через Кенигсберг. Здешняя железная дорога радовала россиян. Купец В. Кокорев писал: «Езда здесь несравненно покойнее нашей, никакой тряски, ни малейшего дребезжания стекол. Рельсы в их стыках свинчены. Станции чисты, везде буфеты с отличными бутербродами и славным пивком, какое в России вовсе неизвестно. Станции устроены чисто, но экономно, никакой излишней роскоши нет. Это не те огромные казарменные станции, что у нас, а миленькие, простенькие, все разнообразные домики, вроде дачек».

Он же описывал обед, поданный пассажирам на одной из таких станций: бифштекс, разварная рыба, котлеты и жареный цыпленок: «Бери каждый или по выбору, или всё».

Другой же путешественник, Г. Воробьёв, рассказывал о здешней привокзальной площади: «На площади вокзала — извозчики точь-в-точь как в Берлине: ландо, парою, с таксометром, возницы в цилиндрах».

А появление нового вокзала русский путешественник, конечно, не заметил. С загранпоездками в СССР в то время было строго, ездили в основном по стране, да и то с осторожностью.

Вокзал открылся нашим соотечественникам только после Великой Отечественной войны, когда часть бывшей Восточной Пруссии присоединили к Советскому Союзу. Но это был особый соотечественник, так называемый переселенец. Да и вокзал смотрелся несколько иначе. Один из тех переселенцев вспоминал: «Поезд замедлил ход, сильно начало толкать взад и вперед. Всё. Конечная остановка. Кругом пустынно, безлюдно, одни шпалы и рельсы, целые и разбитые товарные вагоны, вдали виднеются большие деревья, кусты цветущей сирени, какие-то непонятные постройки.

Все поднялись, зашумели, засуетились, начали выходить, выносить свой нехитрый скарб: фанерные чемоданы, узлы, котомки.

Это — Кенигсберг».

Впрочем, быт вскоре наладился, а пассажир-переселенец поменялся на курортника. И вокзал вновь начал дарить людям радость перемен, согласно купленным билетам.

Митрофанов Алексей
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).