будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
медицина робототехника компьютерные игры
Май 15, 2025
Pro Science
Демина Наталия

Игры для людей

Игры для людей
playte
Станут ли интеллектуальные кубики - будущим Лего?. Источник: Фото Н. Деминой

Побывать в Дании на родине Лего и не увидеть, как его делают! Увы, об организации интервью и поездке в Биллунд мне надо было задуматься заранее. Однако научным журналистам, приехавшим в Копенгаген, на Euroscience Open Forum 2014, фестиваль науки, представилась возможность увидеть будущее конструкторов Лего и других роботехнических игровых устройств. Таким, каким его видят в Центре игровых технологий (Center for Playware) на факультете электрической инженерии Датского технического университета. 

Желающих увидеть игрушки будущего набралось на целый автобус. Сначала перед нами с лекцией об использовании робототехники в обучении детей или лечении взрослых выступил директор Центра, профессор Хенрик Лунд (Henrik Hautop Lund). В своем рассказе он процитировал российского психолога Льва Выготского с его мыслями о когнитивном развитии ребенка, а еще показал фотографии, как королева Дании Маргарете II прыгает по музыкальным «классикам», а потом по тем же клавишам прыгают дети из Африки и ходят больные после инфаркта. 

Маргарете II и музыкальные классики

Маргарете II и музыкальные классики

Главная идея разработок – сделать так, чтобы через игру с интеллектуальной системой ребенок узнал новое, а взрослый смог преодолеть неверие в свои силы. «В игре, как в увеличительном стекле, концентрируются все возможности для развития ребенка», – уверен Хенрик Лунд. Игра позволяет преодолеть скуку и страх перед новым.

Лунд в своем рассказе использовал понятие «зона ближайшего развития» ("a zone of proximal development"), которое в Википедии расшифровывается так: "«область не созревших, но созревающих процессов», объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым". Интеллектуальные игрушки, создаваемые Центром, позволяют заменить взрослого на каких-то этапах. Рассказ Хенрика Лунда о его разработках можно послушать в ходе 20-минутной TED-лекции.

В больнице же созданные датчанами интеллектуальные «классики» и другие устройства благодаря playful care technologies позволяют добиться более быстрой реабилитации. В клинических испытаниях приняли участие группы кардиологических больных. «После инфаркта у пациентов не всегда возникает желание заняться гимнастикой и упражнениями. Должно быть что-то, что оживит эти упражнения, сделает их занимательными», – сказал датский профессор. Наступая на интеллектуальные клавиши пациенты, практически заново обучающиеся ходить, видят, какого они стали цвета, если красного, значит шаг был не очень сильным и можно постараться шагнуть на клетку более уверенно. 

Интеллектуальные игрушки можно использовать и для занятий фитнесом пожилых людей, разработки Центра были успешно протестированы на людях 63-95 лет. Оказалось, что игровые интеллектуальные «классики» полезны и детям, и взрослым. 

Каждый из нас смог попрыгать на музыкальных «классиках». «Так эту штуку можно использовать для обучения детей математике! На клетках могут быть не разные цвета, а цифры», – сказала я Лунду. Кажется, моя идея ему понравилась. 

Лего будущего

Рюне Фог (Rune Fogh), веселый блондин, работающий над своей PhD по робототехнике, показал нам смешную Лего-пчелу, которой можно управлять с помощью интеллектуальных Лего-кирпичиков. Он – один из тех, кто работает в области осязаемого программирования (tangiable programming).

Нажмешь на один Лего-кирпичик – пчела хихикает от щекотки, нажмешь на другой – пчела становится агрессивной, нажмешь на третий – пчела начинает танцевать под твои хлопки. Нажатие всех трех клавиш приводит к забавному эффекту – агрессивная пчела смеется от щекотки и танцует. Пчела также слушается команд «Следуй за мной» (Follow me), «Убегай от меня» (Escape from me), «Пой песни» и  других.

 

Роботом-пчелой можно управлять и с помощью геймпэда, пульта управления с джойстиком. У ребенка будет возможность программировать свои Лего-кирпичики, научить пчелу как шевелить головой и делать какие-то другие движения. Можно в одном кирпичике объединить несколько действий, обучив пчелу более сложному поведению. «Эта технология учит ребенку творческому подходу, учит его робототехнике», – заметил Рюн. 

«Я хочу такую игрушку! Где купить? Сколько стоит?», – спросила я Рюна, но он ответил, что это всего лишь прототип, им очень заинтересовались в Лего, но когда эта игрушка появится в продаже, он не знает. Пока прототип из проекта Modular Playware Technology очень дорог и вряд ли будет доступен массовому потребителю. 

Хенрик Лунд также не мог сказать, когда пчела появится в руках детей всего мира. Между научными идеями и применением на рынке – еще много работы. «Может так получиться, что мой сын вырастет, а игрушка еще не появится на рынке?», – спросила я, он покачал головой и сказал, что да, такое возможно. У них не хватает голов и рук, чтобы доводить все идеи до коммерческих приложений.

Music 2.0

Еще одна разработка, которую уже можно потрогать руками, а точнее пальцами – MusicTiles, дает возможность стать не пассивным, а активным музыкальным фаном. Теперь с помощью приложения на IPad мы можем сами определять, что хотим услышать в звучащей музыке: только вокал, или вокал + гитару, вокал + синтезатор, вокал + ударные или всё это вместе. Пользователь также может менять фрагменты мелодии местами, создавая свою собственную, делая ремиксы. Увы, для Android версии этого приложения пока нет, сотрудникам Центра предстоит создать более «легкую» его версию.

Так выглядит приложение MusicTiles

Питеру Габриэлю так понравилась идея музыкальных "плиток", что он разрешил создателям  приложения, использовать его мелодии из легендарного альбома "So", создав своего рода новый альбом "So 2.0". 

Хенрик Лунд рассказывает о музыке 2.0

Хенрик Лунд рассказывает о музыке 2.0

Сотрудник Центра Макс, приехавший из Италии, провел для меня видеоурок с маленькими музыкальными кубами, больше похожими на коробки спичек. Вращение кубиков позволяет добавить или убрать из мелодии тот или иной эффект, например, включить или выключить звук барабанов, или изменить его. «Вы видите, что музыка очень быстро реагирует на движения кубов. Коммуникация с приложением идет через Bluetooth». Такие интеллектуальные кубы, но гораздо большего размера, появились на концертах Питера Габриэля во время турне по Европе.

Пожалуй, больше всего во время экскурсии в Центр игровых технологий, меня поразила общая его гуманистическая направленность – с помощью междисциплинарности, использования психологических концепций и робототехники помочь детям, помочь старикам, сделать их жизнь более интересной. Пожилым людям порой нравится играть не меньше, чем детям. Ученые думают и о том, как сделать реабилитацию сердечных больных более быстрой и интересной для них.

Мысли о коммерческих приложениях, о продвижении идей на рынок идут нога в ногу с мыслью о тех, кому интеллектуальная роботехника может помочь преодолеть неверие в себя, болезнь, избавиться от какого-то недостатка, стать сильнее, здоровее, мобильнее и увереннее в себе. Не это ли Робототехника 2.0 – робототехника будущего? 

 Игра с интеллектуальной системой оказывает позитивное воздействие на ребенка, его моторные навыкиИгра с интеллектуальной системой оказывает позитивное воздействие на ребенка

 Помогает она и кардиологическим больнымПомогает она и взрослым

Демина Наталия
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).