будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
СССР исследования история наука этнография Медленное чтение национальная политика
Июнь 21, 2025
Pro Science
Хирш Франсин

Империя наций. Этнографическое знание и формирование Советского Союза

Империя наций. Этнографическое знание и формирование Советского Союза
ps_Hirsh_Pereplet_2
Империя наций. Этнографическое знание и формирование Советского Союза

Издательство «Новое литературное обозрение» представляет книгу профессора Висконсинского университета Франсин Хирш «Империя наций. Этнографическое знание и формирование Советского Союза» (перевод Роберта Ибатуллина).

Вышедшая в 2005 году на английском языке «Империя наций» уже заслужила статус классического исследования по истории советской национальной политики. Франсин Хирш прослеживает взаимодействие власти и экспертного знания в процессе государственного строительства, показывая вклад этнографов, антропологов, географов, лингвистов и других специалистов в формирование советских представлений о нации и расе, а также выработку самих принципов устройства СССР как многонационального государства. Именно от экспертов, имевших дореволюционную подготовку и опиравшихся на западноевропейские идеи, зависели в 1920–1930-е годы конкретные формы государственной политики в отношении тех или иных народов. На основе обширных архивных исследований автор показывает, как посредством планирования и проведения переписей, картографирования, создания музейных экспозиций общие идеи большевиков кристаллизовались в политические решения. Европейская идея культурного эволюционизма, марксистская теория стадиального развития и ленинская идея о способности революционной партии ускорить историческое развитие стали основой государственной политики интеграции разных народов и культур в рамках советского проекта.

Предлагаем прочитать фрагмент главы, описывающий формирование советских республик Средней Азии.

 

Размежевание в Средней Азии

В большинстве давних западных работ о национально-территориальном размежевании в Средней Азии постулируется, что «Москва» в 1924 году прочертила новые границы без участия местного населения, «не считаясь ни с этнографическим, ни с экономическим принципами»[1]. Историки характеризуют создание Украинской и Белорусской республик как выражение «национальной идеи», а размежевание Средней Азии — когда Туркестан, Бухара и Хорезм были упразднены, а их территории разделены на несколько новых национальных республик — как пример политики «разделяй и властвуй»[2]. Но, если судить по архивным данным, советская власть действовала в Туркестане согласно тем же принципам, что и в Белорусской и Украинской республиках. Во всех этих случаях советские чиновники и эксперты применяли этнографические, экономические и административные критерии, отдавая преимущество союзным интересам. Кроме того, архивные данные свидетельствуют, что классическое утверждение о размежевании — будто советские лидеры стремились подчинить Среднюю Азию, сознательно проводя границы так, чтобы сеять раздоры, — несостоятельно[3].

Во-первых, есть достаточно свидетельств, что размежевание проводилось не только по инициативе Москвы, а было во многом плодом совместных усилий московских руководителей и местной (национальной) коммунистической элиты бывшего Туркестана, Бухары и Хорезма, заключившей союз с большевиками в начале 1920-х годов. Многие местные коммунисты — и, в частности, джадиды — воспринимали «нацию» как инструмент содействия экономической и культурной модернизации[4]. Некоторые помогали проводить национальное размежевание в 1924 году, участвуя в Территориальной комиссии Среднеазиатского бюро Центрального комитета партии. Изучив украинский и белорусский примеры, они оформляли свои притязания в этнографических, экономических и административных терминах[5]. Подобно украинским и белорусским руководителям, они мобилизовали местное население в поддержку советского проекта, интегрировали земли и народы в Советский Союз и подчинялись Москве в обмен на национально-территориальный статус и власть на местах[6].

Во-вторых, экономисты, этнографы и другие эксперты-консультанты также оказали прямое и косвенное влияние на национальное размежевание в 1924 году[7]. Отчасти эти эксперты повлияли на процесс размежевания через Комиссию по районированию Средней Азии (филиал Комиссии ЦИК по районированию). Она собирала для Среднеазиатского бюро карты, хозяйственные описи, переписные данные и другие материалы, необходимые для размежевания[8]. Экономисты Госплана и Госколонита обеспечили комиссию порегионной экономической описью Туркестана, этнографы КИПС — этнографическими картами и отчетами[9]. Кроме того, еще до составления конкретного плана размежевания Средней Азии по национальным границам этнографы сформировали восприятие этого региона московскими чиновниками и местными национальными лидерами[10]. В 1918 году Иван Зарубин сотрудничал с советскими администраторами в Туркестане, составляя список народностей региона; в 1920 году Александр Самойлович, Василий Бартольд и Зарубин представили в Наркомнац общий, хотя и неполный этнографический анализ Туркестана и Киргизской степи[11]. К картографированию «азиатских» и «европейских» регионов бывшей Российской империи этнографы подходили с разными критериями, и это в конце концов повлияло на советское размежевание. Нанося на карту этнографические границы Белорусской и Украинской республик, этнографы опирались на лингвистические данные, а в Средней Азии применяли «комплексный» подход, изучая местные культуры, религии, структуры родства, быт, физический тип и языки[12]. (Например, Бартольд наметил этнографические границы Киргизской и Казахской республик на базе этнографических и исторических данных о быте, физическом типе и структуре родства.)

В-третьих, Среднеазиатское бюро после 1924 года пересматривало спорные границы и по-прежнему обращалось за советами к экономистам и этнографам. Советские власти и Среднеазиатское бюро с самого начала признавали, что новые национально-территориальные границы в Средней Азии будут временными. Исаак Зеленский, секретарь Среднеазиатского бюро и председатель его Территориальной комиссии, в 1924 году предупреждал, что «нет ни достаточных статистических данных об экономике и национальном составе районов, ни достаточного знания отдаленных местностей даже коренными работниками» и потому «в процессе образования национальных республик, особенно установления территориальных границ» нельзя «сразу же дать совершенно твердые решения, не допускающие никаких дальнейших исправлений»[13]. Администраторы и эксперты подтверждали слова Зеленского о нехватке надежной информации, отмечая, что переписные данные по Туркестану полны ошибок, а про Хорезм и Бухару (бывшие протектораты Российской империи) писали, что «в национальном отношении это была совершенно белая страница, в отношении административном также ничего не было известно, точно так же в отношении экономики»[14]. После 1924 года Среднезиатское бюро объявило, что границы новых среднеазиатских республик будут пересматриваться «в зависимости от воли и желаний населения» и при необходимости внутри новых национальных республик будут создаваться территориальные единицы для национальных меньшинств[15]. Комиссия по районированию Средней Азии придавала серьезное значение петициям местных общин, республиканских и областных правительств[16]. Для оценки этих петиций комиссия запрашивала экспертные мнения этнографов и экономистов и инициировала новые этнографические и экономические исследования спорных районов[17].

Важнее всего, что ссылка на модель «разделяй и властвуй», основанная на неявном допущении сходства между политикой Советского Союза в Средней Азии и европейской политикой в Африке, не помогает понять, каковы были отличительные черты советского управления[18]. Разумеется, советский режим желал упрочить свой контроль над Средней Азией. Для достижения этой цели он, несомненно, старался искоренить традиционные лояльности. Но его амбиции простирались гораздо дальше. Советский режим стремился реорганизовать и модернизировать Среднюю Азию; он заключил альянс с радикальной образованной элитой региона и помог ей ниспровергнуть бывших религиозных лидеров, чтобы трансформировать весь регион по секулярной, национальной модели[19]. В отличие от царской России и европейских колониальных держав, которые противопоставляли свои метрополии колонизованным перифериям, Советский Союз определял себя как сумму своих частей[20]. Советские лидеры утверждали, что судьба революции зависит от этноисторического развития всех земель и народов в границах СССР. Они решили реорганизовать Среднюю Азию по национальной, а не племенной модели, потому что считали «нацию» современной (постфеодальной) формой социальной и экономической организации. Размежевание должно было искоренить пережитки феодализма и распределить людей по национальностям с целью реализации программы поддерживаемого государством развития: ускорить развитие местного населения по стадиям марксистской исторической шкалы и облегчить переход к социализму.



[1] Conquest R. The Last Empire. 1962. P. 29. Этот миф повторяется в работах, изданных после распада Советского Союза. Оливье Руа пишет, что советская власть «тешила себя», намеренно проводя границы, почти не коррелирующие с этническим составом населения (Roy O. The New Central Asia: The Creation of Nations. London, 2000. P. 68). Цитату из Руа приводит Адриенна Линн Эдгар (Adrienne Lynn Edgar) в прекрасной рецензии на его книгу в журнале: Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2002. Vol. 3. No. 1. P. 182–190. Ахмед Рашид утверждает, что Сталин провел «случайные границы» и «создал республики без особых географических и этнических оснований» (Rashid A. Jihad: The Rise of Militant Islam in Central Asia. New Haven, 2002. P. 88).

[2] При размежевании были образованы Туркменская ССР, Узбекская ССР и Таджикская АССР (внутри Узбекской ССР). Были созданы также Кара-Киргизская АО (переименованная в 1925 году в Киргизскую АО, а в 1926-м преобразованная в АССР) и Киргизская АССР (переименованная в 1925 году в Казахскую АССР). См. великолепное описание национального размежевания в кн.: Haugen A. The Establishment of National Republics in Soviet Central Asia. Basingstoke, UK, 2003. См. также: Keller S. The Central Asian Bureau: An Essential Tool in Governing Soviet Turkestan // Central Asian Survey. 2003. Vol. 22. No. 2–3. P. 281–297. О создании Туркменской ССР см.: Edgar A. L. Tribal Nation. Обзор советской литературы о размежевании: Vaidyanath R. The Formation of the Soviet Central Asian Republics. New Delhi, 1967. О казахах и киргизах см.: Зарубин И. И. Население Самаркандской области // Труды Комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран. Л., 1926. Вып. 10. С. 19.

[3] Положение «разделяй и властвуй» в разных формах повторяется во многих работах о размежевании. См., например: Caroe O. Soviet Empire; Carrère d’ Encausse H. The End of the Soviet Empire; Sabol S. Th e Creation of Soviet Central Asia: The 1924 National Delimitation // Central Asian Survey. 1995. Vol. 14. No. 2. P. 225–241.

[4] О роли местных элит в размежевании см.: Haugen A. The Establishment of National Republics in Soviet Central Asia; Edgar A. L. Tribal Nation.

[5] См. речь Исламова на совещании ВЦИК о размежевании в 1924 году: Национальное размежевание Средней Азии: заседание второй сессии ВЦИК 14 октября 1924 г. // Народное хозяйство Средней Азии. 1924. № 4. С. 187–192. См. также: Ходоров И. Национальное размежевание Средней Азии // Новый Восток. 1925. № 8–9. С. 65–81; Немченко М. Национальное размежевание Средней Азии. М., 1925. С. 27; Haugen A. The Establishment of National Republics in Soviet Central Asia. Кроме того, среднеазиатские руководители изучили пример Кавказа. В 1918 году закавказские руководители провели свое собственное национальное размежевание, учредив Азербайджанскую, Грузинскую и Армянскую республики. Каждая республика также приступила к своему собственному внутреннему районированию. После интеграции этих республик в состав Советского Союза ЦИК начал пересматривать их границы. Прения по поводу Грузии были самыми ожесточенными, поскольку советские лидеры и эксперты выступали за выделение Абхазской, Осетинской и Аджарской национальных единиц внутри Грузинской республики. См.: ГАРФ. Ф. 6892. Оп. 1. Д. 42. Л. 28–36.

[6] Территориальная комиссия и ее туркменская, узбекская, казахская, киргизская и позже таджикская национальные подкомиссии разрабатывали проекты будущих границ новых национальных республик и областей. См.: Haugen A. The Establishment of National Republics in Soviet Central Asia. Ch. 6–8; Масов Р. М. Таджики: история с грифом «совершенно секретно». С. 158–191.

[7] Хауген и Келлер, изучая протоколы Территориальной комиссии, обсуждают участие местных элит в процессе размежевания. Хауген доказывает, что эксперты в нем не участвовали. См.: Keller S. Th e Central Asian Bureau; Haugen A. The Establishment of National Republics in Soviet Central Asia. P. 184.

[8] ГАРФ. Ф. 6892. Оп. 1. Д. 42. Л. 1–4.

[9] Там же. Л. 21. См.: Материалы по районированию Средней Азии. Т. 1. Ч. 1. Немченко в своей работе «Национальное размежевание Средней Азии» пространно цитирует труды Бартольда.

[10] Зарубин отмечал, что из-за голода, Гражданской войны и басмачей было невозможно заниматься этнографическими исследованиями. О басмачах см.: Lorenz R. Economic Bases of the Basmachi Movement in the Farghana Valley // Kappeler A., Simon G., Brunner G. G., Allworth A. (eds.). Muslim Communities Reemerge: Historical Perspectives on Nationality, Politics, and Opposition in the Former Soviet Union and Yugoslavia / Transl. by C. Sawyer. Durham, 1994. В июне 1920 года Ленин призвал составить «этнографические и другие» карты Туркестана с выделением узбеков, киргизов и туркмен (см.: Ленин В. И. Замечания на проекте Туркестанской комиссии). КИПС работала над такими картами.

[11] Комиссия по изучению племенного состава населения России // Отчет о деятельности Российской Академии наук за 1919 год. Пг.: Российская Академия наук, 1920. С. 304–306. Зарубин пользовался данными сельскохозяйственной переписи 1927 года и статистикой бывших имперских учреждений. В своих рассуждениях он использовал термины «народность» и «национальность» как синонимы.

[12] Извлечения из протоколов заседания комиссии [по изучению племенного состава населения России] в 1917 и 1918 годах. С. 8–9, 17; Комиссия по изучению племенного состава населения России. С. 304–306.

[13] Зеленский И. Национально-государственное размежевание Средней Азии // Зеленский И., Варейкис И. (ред.). Национально-государственное размежевание Средней Азии. Ташкент, 1924. С. 71–72.

[14] ГАРФ. Ф. 6892. Оп. 1. Д. 42. Л. 3. См. также: Ходоров И. Национальное размежевание Средней Азии. С. 70; Зарубин И. И. Список народностей Туркестанского края. Зарубин использовал данные сельскохозяйственной переписи 1917 года и переписи 1920 года. Ни Российская империя, ни советский режим не проводили переписей в Бухаре и Хиве (Хорезме); имелись некоторые данные об этническом составе их населения, но эксперты знали об этих регионах меньше, чем о других. Эти бывшие протектораты Российской империи стали народными республиками в 1920 году.

[15] Зеленский И. Национально-государственное размежевание Средней Азии. С. 71–72.

[16] См. обсуждение этого ниже.

[17] КИПС предоставила Комиссии ЦИК по районированию и Комиссии по районированию Средней Азии копии своих карт для помощи в разборе пограничных споров. См., например: ПФА РАН. Ф. 135. Оп. 1. Д. 21. Л. 155, 157.

[18] Конечно, это обобщение. Европейцы применяли разные подходы.

[19] О ссылке на принцип «разделяй и властвуй» применительно к Африке см.: Ajayi J. F. A. Colonialism: An Episode in African History // Gann L. H., Duignan P. (eds.). Colonialism in Africa, 1870–1960. Cambridge, 1969. Vol. 1: The History and Politics of Colonialism 1870–1914. Аджайи доказывает, что европейские державы решили заключить альянс с «подчиненными вождями» в противовес «радикальной образованной элите» и стремились сеять межплеменную рознь (Ibid. P. 505). В прошлом десятилетии историки и антропологи колониализма поставили под вопрос модель «разделяй и властвуй» применительно к европейским колониальным империям. См., например: Stoler A. L., Cooper F. Between Metropole and Colony: Rethinking a Research Agenda // Stoler A. L., Cooper F.

(eds.). Tensions of Empire: Colonial Cultures in a Bourgeois World. Berkeley, 1997. Несомненно, многие европейские державы также стремились реорганизовать и модернизировать обширные части своих колониальных владений и преуспели в этом. Но только советская власть занималась нациестроительством столь серьезно и систематично.

[20] Историки британской и французской колониальных держав обсуждают юридические и другие границы, отделявшие граждан метрополии от колониальных подданных. См., например: Young C. The African Colonial State in Comparative Perspective. New Haven, 1994. P. 44.

Хирш Франсин
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).