будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
литература история искусства
Июнь 13, 2025
Pro Science
Рубин Джеймс Генри

Импрессионизм. Энциклопедия эпохи

Импрессионизм. Энциклопедия эпохи
ps_51364399
Обложка книги «Импрессионизм. Энциклопедия эпохи»

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу американского искусствоведа Джеймса Генри Рубина «Импрессионизм. Энциклопедия эпохи» (перевод Ф. Кузмичева и В. Горскова, научный редактор А. Шапочкина).

Автор книги анализирует полотна импрессионистов, группируя их не в хронологическом порядке, а тематически. Пристальное изучение картин, сравнение их с другими произведениями и поиск исторических отсылок помогают читателям увидеть скрытые взаимосвязи между художниками и разными стилями.

Предлагаем прочитать фрагмент главы «Политика и общество».

 

Эдуард Мане

Капитуляция жизни

После поражения в войне с Пруссией и последовавшего за ним отречения от престола Наполеона III оставшееся на своих местах правительство Франции в течение нескольких дней организовало Третью республику, чтобы от ее имени вести переговоры о заключении мира. Однако парижские рабочие и либералы, вдохновленные социалистическими теориями, увидели в сложившейся ситуации возможность для глубоких перемен, а реальные шансы на победу — в вакууме, образовавшемся в обществе после высылки парламента в Бордо и бегства из осажденного Парижа состоятельных граждан. Революционеры избрали новое правительство — Парижскую коммуну — и объявили об основании нового государства. Это привело в бешенство официальное правительство, ставка которого была перенесена в Версаль — место с недвусмысленным символическим значением. Именно версальскому правительству подчинялась армия, и оно поручило роялистскому маршалу Патрису де Мак-Магону вернуть контроль над городом. Он выполнил поставленную задачу; погибли тысячи людей — гораздо больше, чем во Франко-прусской войне. Коммунары, в свою очередь, рушили дома и разбирали мостовые для постройки баррикад. Был сожжен еще один монархический символ — соседствовавший с Лувром сад Тюильри. Мане вернулся в город, когда мятеж уже подходил к концу, во время так называемой Кровавой недели. Увиденное глубоко шокировало и опечалило художника: он ясно осознавал, что история повторяется. «Гражданская война» напрямую отсылает к работам двух его знаменитых предшественников: Эжена Делакруа, чья «Свобода, ведущая народ» воспевает единение, ставшее основой Июльской революции 1830 года, и Оноре Домье, которому принадлежит скорбная иллюстрация убийства невинных мирных жителей солдатами новой монархии в 1834 году. Последняя картина перечеркивает любые иллюзии национального единства, которые могли быть порождены оптимизмом работы Делакруа.

У Мане жертва лежит, всё еще сжимая в правой руке белый флаг — знак признания поражения, который, однако, не спас несчастного от безжалостной мести версальских войск. Как и на литографии Домье, частично видимые на картине тела подсказывают нам, что за ее рамой осталось несчетное количество трупов. Следуя примеру Домье, Мане повторил этот мотив: на переднем плане мы видим тела тех, кто отдал жизнь в надежде на политические перемены, но в итоге потерял всё. И Домье, и Мане понимали, что корни насилия, лишающего участников конфликта последних признаков человечности, кроются в остроте межклассовой борьбы и взаимном презрении. Винная бочка, лежащая рядом с телом, служила материалом для баррикады, а ее содержимое, согласно распространенному мнению, прибавляло мятежникам храбрости. Алкоголизм считался уделом низших сословий; именно этой пагубной страстью часто объясняли социальные волнения, не рассматривая всерьез никакие другие причины.

 

Гражданская война. Литография. 48,5 × 61,5 см. Нью-Йоркская публичная библиотека, США

Как и «Расстрел императора Максимилиана», «Гражданская война» Мане не прошла цензуру. Перед широкой публикой она предстала тремя годами позже, когда недовольство курсом правительства Мак-Магона достигло такого градуса, что сострадание сторонников Коммуны к жертвам революции вышло из-под запрета.

Возможно, что свою роль сыграла и двусмысленность посыла картины. В отличие от «Резни на улице Транснонен» Домье и его собственного «Расстрела Максимилиана», в «Гражданской войне» Мане избегает конкретизации обвинений: на литографии нет ни даты, ни портретов реальных участников событий. Мужчина в центре, судя по одежде, не рабочий; на нем военная фуражка, а принадлежность мундира невозможно распознать из-за эскизности техники. Вероятно, это гражданин, служивший в национальной гвардии, как и тот, тело которого лежит на полотне Делакруа справа на переднем плане, только развернутое в противоположную сторону. Такие ополченцы часто выступали вместе с простым народом против возглавляемой аристократами профессиональной армии и отчаянно защищали Париж от нашествия прусских солдат, пока армию громили в Лотарингии. Находясь на баррикаде, этот человек, несомненно, оборонялся от нападавших вместе с лежащим поодаль соратником в гражданской одежде; бездыханное тело бойца брошено, его судьба — братская могила.

 

Клод Моне

План экономического стимулирования

Не все разрушения французами своей страны были связаны с провозглашением Парижской коммуны и гражданской войной. Чтобы замедлить или предотвратить наступление прусской армии на Париж, французские войска взрывали мосты, преграждая путь неприятелю. Эти военные действия Моне пережидал в Лондоне. Когда же в 1871 году он поселился в Аржантёе, одной из первых сцен, представших его взору, стало восстановление аржантёйского моста.

Оздоровление экономики стало важным элементом жизни нации и позволило людям, помимо прочего, отвлечься от мыслей об унизительном поражении 1870 года и последовавшей за ним гражданской войне. Этот процесс также стал ключевым тезисом в общественной риторике, нашедшим отражение и в искусстве: в свои творения художники старались привнести не менее революционные изменения, чем ранее назревали в политике. В книге Les Merveilles de l’industrie («Чудеса промышленности», 1873–1876) писатель и ученый Луи Фигье предсказал, что, несмотря на поражение в войне с Пруссией, «нация, промышленность которой процветает, может безмятежно ждать, когда будущее принесет ей моральное вознаграждение за пережитые беды». Инженер Поль Пуаре пишет в книге La France industrielle («Индустриальная Франция», 1873):

«Если Франция сегодня, несмотря на чудовищные удары, полученные [от Пруссии], может без особых волнений смотреть в будущее… это благодаря тому, что ее жители обладают изысканным вкусом, в них жив дух свободы и изобретательности, и они проявляют потрясающие таланты в области промышленной деятельности».

Поезда, передовые объекты инфраструктуры и даже изредка попадающие в поле зрения художника рабочие на полотнах Моне того времени безошибочно вписываются в сложившуюся реальность. С одной стороны, восстановление моста служит напоминанием о его разрушении; но, с другой стороны, это и взгляд в будущее, и надежда на возвращение утраченного; она особенно сильна при виде врéменной секции, уже установленной и готовой к эксплуатации: по ней едет омнибус и идут пешеходы. Временнáя специфика этой картины, то есть изображение Аржантёя в конкретный исторический момент, а не отвлеченно-обобщенного образа города, вполне соответствует стремлению импрессионистов документировать современную жизнь, сохраняя на своих полотнах отдельные мимолетные сценки. Картина отражает проявленное в ходе работ трудолюбие и сложность проекта; Моне передает это сравнительно объективно, без излишнего оптимизма и не используя ярких цветов.

 

Восстановление моста в Аржантёе. 1872 Холст, масло. 54 × 73 см. Фонд Рау для стран третьего мира, Цюрих, Швейцария

Картина написана с эскизной свободой, близкой к манере таких работ Моне, как «Впечатление. Восход солнца» (с. 33) и «Железнодорожная станция в Аржантёе» (с. 154). День выдался облачный, и в закатном свете удлинились тени. В то же время они могут символизировать конец тяжкого прошлого и приближение рассвета новой эпохи. Мост со стоящими на нем людьми живописно отражается в спокойных водах реки; отражение подчеркивает симметрию и геометрическую сбалансированность композиции и производит впечатление спокойствия и умиротворения. Картина наполнена оптимизмом и уверенностью в завтрашнем дне; в ней читается надежда на восстановление нормальной жизни после потрясений прошлых лет. Единственное, что может ввести в сомнение зрителя, — мысли о том, что работа Моне не подкреплена пережитым личным опытом, потому что во время катастрофических событий он укрывался в Лондоне. Но разве такие соображения не заслуживают внимания? Возможно, именно поэтому он и смог воплотить в своей картине более оптимистичное видение будущего, в отличие от Эдуарда Мане, бывшего очевидцем жестоких сцен насилия.

 

Эдгар Дега

Пропавший без вести

Людовик Лепик был художником-акварелистом и гравером. Дега познакомил его с импрессионистами, и однажды Лепик даже выставлял свои работы вместе с ними. Он также занимался собаководством, был отцом двух дочерей: на картине, глубоко погруженный в свои мысли, он гуляет с девочками по самой роскошной площади Парижа. За спиной зрителя — прославленные Елисейские поля, самая знаменитая улица на свете. Задний план образуют сад Тюильри и — слева — начало улицы Риволи. Граф прикусил сигару, зонт небрежно засунут слева под мышку. Правой рукой он, должно быть, держит поводок своей борзой. Дочери смотрят в противоположном от взгляда отца направлении. Дега не слишком любил детей, а интерес к физиогномике побудил его написать лица девочек так, что невольно сравниваешь их с профилем собаки.

Рамка картины отрезает ноги фигур — люди как будто парят на полотне (на самом деле нижняя часть была отсечена сразу же после написания работы, но точная дата неизвестна). Прохожий, наблюдающий за семейной прогулкой, окаймляет композицию слева; он также обрезан рамой. Группировка объектов повторяет манеру, использованную в относящейся примерно к тому же периоду «Коляске на скачках». Мы словно увидели сценку мимолетным взглядом проходящего мимо фланёра, а край холста как будто определяется видоискателем фотокамеры. Однако нарочитость подобных приемов позволяет утверждать, что это был продуманный шаг. Говорят, что Дега с оттенком хвастовства утверждал, будто «картина требует не меньше хитрости и порочности, чем заказ преступления». Сознательные изъятия можно также назвать криминальным деянием, но так как в искусстве отсутствие того или иного объекта — результат намеренного решения, в нашем случае они носят политический характер. Площадь Согласия была построена как дань памяти Луи XV, в честь которого она и получила свое первое название.

В дальнейшем площадь стала центром революционных событий: после того как статуя монарха была низвергнута с пьедестала, здесь проходили народные гуляния и публичные казни с использованием гильотины. В период Июльской монархии площадь реконструировали: в центр поместили обелиск — подарок из Египта, который неизбежно ассоциировался с колониальными завоеваниями Франции. Новый облик площади был призван воплотить в себе единение французов как неделимой нации: в честь столиц основных провинций воздвигли статуи; например, Бретань была представлена Нантом, а Эльзас — Страсбургом.

 

Площадь Согласия (Граф Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия). 1875 Холст, масло. 82 × 117 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Цилиндр графа как бы невзначай заслоняет статую Страсбурга. После поражения Франции в войне Эльзас, а вместе с ним и часть Лотарингии были переданы победившей стороне. Красное пятно на груди Лепика — скорее всего, кокарда, патриотическая лента. Лепик, в полном соответствии со своим вторым именем — Наполеон, был признанным бонапартистом. В картине скрыта аллюзия на утрату Третьей республикой западных провинций по итогам договора, который многие сочли трусливым и чересчур щедрым по отношению к победителям. Возле невидимой, а значит, и отсутствующей на картине статуи проходили протесты и траурные церемонии, у ее подножья возлагали венки и цветы в память о погибших. Демонстрация этих атрибутов поражения на внешне невинном изображении семейной прогулки была бы слишком очевидным жестом со стороны художника. Дега же и в политике, и в искусстве предпочитал хитрые уловки, прекрасным примером владения которыми выступает эта картина.

Рубин Джеймс Генри
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).