будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
этология естественные и точные науки
Июль 11, 2025
Pro Science
Руссо Максим

Инстинкт, обучение и мышление животных

Инстинкт, обучение и мышление животных
ps_bluejay_pheanixphotos_1
Голубая сойка (Cyanocitta cristata). Источник: pheanixphotos/Flickr.com
 
 

23 мая в Государственном Дарвиновском музее в рамках выставки «Братья по разуму?» состоялась публичная лекция доктора биологических наук, заведующей лабораторией физиологии и генетики поведения биологического факультета МГУ Зои Александровны Зориной «Ученые в поисках разума».

С древних времен, наблюдая поведение животных, человек получал представления об их психологии и часто приходил к выводу о том, что их поведение разумно. Строящие плотину бобры ведут себя подобно людям-строителям. Поведение птицы, уводящей человека от гнезда, «притворяясь» раненой, расценивалось как сознательное самопожертвование. Люди склонны приписывать животным свои чувства – любовь, ненависть и так далее – и оценивать их поведение как подобное человеческому. Подобный антропоморфизм в представлениях о психической деятельности животных господствовал до конца XIX века.

Со временем, начиная с XVIII века, возникло представление о разделении поведения животных на два типа: «инстинкт» и «разум». Инстинктом назвали врожденную способность животных выполнять стереотипные (хотя подчас и довольно сложные действия). Уже Жорж-Луи Бюффон понимал, что поведение общественных насекомых – пчел, муравьев – чисто механические действия, которые нельзя назвать истинно разумным.

Дарвин выделил в поведении животных три составляющие. Во-первых, это инстинкт – действия, которые выполняются животными автоматически и присущи им врожденно. Во-вторых, обучение – действия, выполнять которые особь начинает, подражая другим. И, наконец, рассуждение (reasoning).

Эти составляющие в поведении животных выделяются и сейчас. Если инстинкт, как врожденное поведение, определяет приспособленность животного к типичным для данного вида ситуациям, обучение – изменение поведения в ходе приобретения индивидуального опыта, то под мышлением понимаются действия по преодолению новых, неожиданно возникших проблем, когда готового решения нет. Эти три составляющие поведения могут сочетаться, причем в разных случаях может преобладать одна из них.

Под мышлением понимаются действия по преодолению новых, неожиданно возникших проблем, когда готового решения нет.

З. А. Зорина особо отметила, что внешне сходные действия у разных животных могут быть результатом разного типа поведения. Например, у галапагосских вьюрков, использующих шип растения в качестве орудия для добычи насекомых из-под коры, это поведение – результат врожденного инстинкта. Иную природу имеет случай с голубой сойкой (Cyanocitta cristata), зафиксированный в одной лаборатории. Птица сумела, оторвав полоску от газеты, застилавшей пол клетки, и согнув ее пополам, притянуть к клетке лежавший рядом корм. Для сойки это была необычная задача, ситуация, в которую птица никогда ранее не попадала. В данном случае такое поведение – результат мыслительной деятельности. При этом птицы из соседних клеток, видевшие эти события, тоже стали использовать кусочек газеты для добычи корма – для них это результат обучения.

Основным методом изучения мышления животных являются эксперименты, производимые в лаборатории. Полученные в ходе них данные легко проверить, воспроизведя эксперимент снова. Вторым источником наших данных по мышлению животных служат регулярные наблюдения в природе, проводимые специалистами.

aenZgrS-dGQ
 
Эксперимент с грачом
 

Выводы, сделанные людьми из случайных наблюдений за животными, должны впоследствии проверяться экспериментально. К античному историку Фукидиду восходит рассказ о вороне, который в пору засухи бросал камни в дупло, чтобы поднять уровень воды и суметь напиться. Также этот сюжет встречался в басне Эзопа «Ворона и кувшин», сочинениях Аристотеля и Френсиса Бекона и даже в сказках народов Поволжья. Были и свидетельства современных наблюдателей. Наконец, в 2009 году в журнале Current Biology появилась статья английских ученых Кристофера Бёрда и Натана Эмери, где это явление подтверждалось в лабораторном эксперименте. Исследователи поставили перед грачом узкий цилиндрический сосуд с водой, в которой плавало лакомство – червячок. Птица не могла достать до поверхности воды клювом. Но, используя положенные рядом с сосудом камни, она повысила уровень воды и дотянулась до червячка (видео).

В ситуации «видит око, да зуб неймет» шимпанзе, как выяснилось, были способны применять оказавшиеся в их распоряжении вспомогательные средства.

Важной вехой в изучении поведения животных стали работы немецкого психолога Вольфганга Келера, который экспериментально подтвердил способность шимпанзе к решению новых для них задач. Келер работал в 1913 – 1920 году на экспериментальной станции, находившейся на острове Тенерифе (Канарские острова). Он стал основоположником обширного класса экспериментов на добывание животными видимой приманки. Пища была недоступна для обезьяны: подвешена высоко над полом, отделена преградой. В ситуации «видит око, да зуб неймет» шимпанзе, как выяснилось, были способны применять оказавшиеся в их распоряжении вспомогательные средства. Они подтаскивали ящик и становились на него, чтобы достать подвешенный фрукт, использовали палку, чтобы придвинуть пищу, отделенную решеткой и так далее. При этом, что особенно важно, они находили решение без предварительных проб и ошибок, осмысляя ситуацию и вырабатывая адекватные действия сразу. Такой тип решения задач Келер назвал инсайтом.

Иван Павлов в 1930-е годы воспроизвел опыты Келера в СССР с шимпанзе Рафаэлем. Он сделал вывод, что результаты этих опытов показывают «…случаи образования знания, улавливания нормальной связи вещей» и расценил это как «зачатки конкретного мышления, которым мы орудуем». В дальнейшем знаменитая исследовательница шимпанзе Джейн Гудолл обнаружила случаи спонтанного применения ими орудий и в природе.

Упомянула З. А. Зорина и еще один метод исследования – продолжительные наблюдения за живущими в неволе, но имеющими естественную структуру группами животных. В качестве примера такого исследования, З. А. Зорина привела проект ученых Пражского зоопарка Odhalení («Открытие»), в ходе которого за группой горилл в течение 2005–2009 годов постоянно наблюдали с помощью нескольких видеокамер. В результате были зафиксированы многочисленные случаи спонтанного употребления орудий.

Какие же животные, кроме человекообразных обезьян, способны к таким мыслительным актам, как применение орудия в новой ситуации? Выясняется, что низшие обезьяны – макаки, павианы – на это не способны. Их можно научить подобным действиям лишь в результате длительной дрессировки. Есть ряд подтверждений, что такая способность существует у дельфинов. У представителей отряда ее нет, правда, известны очень редкие исключения, когда некоторые хищные животные ее всё-таки демонстрировали. На видео зафиксирован опыт с группой собак динго, в вольере которых была подвешена приманка. Одна из собак сумела подтащить стоявший внутри вольера стол и, взобравшись на него, достать-таки пищу.

Интересно, что спонтанное применения и даже изготовление орудий оказались доступными некоторым птицам, а именно врановым и попугаям (какаду). Известность получили новокаледонские вороны (Corvus moneduloides), которые способны изготавливать и применять орудия для добычи пищи. Орудия у них бывают разных типов: палочки, «штыки» и крючки – и используются, чтобы вытаскивать из укрытий жуков, которыми эти птицы питаются. Во многом в основе такого поведения лежат инстинкты, частично вороны способны обучаться у других особей.

fumsiIGE9c0
 
Новокаледонский ворон изготавливает крючок
 

Однако в статье (pdf) английских ученых был описан эксперимент, в котором новокаледонские вороны вынуждены были модифицировать орудия в необычной обстановке. Пища в эксперименте помещалась в контейнер с ручкой, находившийся на дне цилиндрического сосуда. Птица из имеющихся орудий выбирала крючок, зацепляла им ручку контейнера и доставала пищу. Но экспериментаторы убрали крючки, оставив птицам только прямые алюминиевые прутики. В этой ситуации вороны загибали кончик прутика, делая из него крючок. Ни материал орудия, ни действия по его изготовлению не совпадали с теми, которые обычны для этих птиц в природе. Доступны видеозаписи этих экспериментов. Позднее такой же эксперимент был удачно проведен и с грачом (видео).

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).