будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Татарстан ислам наука религиоведение религия
Июль 9, 2025
Pro Science

«Ислам, имеющий мирную и добрую сущность»

«Ислам, имеющий мирную и добрую сущность»
ps_Islam_Pereplet
«Ислам. имеющий мирную и добрую сущность»

Издательство «Новое литературное обозрение» представляет коллективную монографию «“Ислам, имеющий мирную и добрую сущность”. Дискурс о традиционном исламе в среде тюрок-мусульман европейской части России и Крыма» под редакцией профессора РАН Рената Беккина.

Что такое «традиционный ислам» в современной России? По мнению авторов коллективной монографии, это понятие — искусственный конструкт, которым пользуется государство для обозначения постсоветской модели государственно-конфессиональных отношений. Один из ее главных признаков — демонстрация лояльности религиозных организаций и верующих политическому режиму в стране. Те же, кто выступает с критикой государства, могут быть отнесены властями и официальными религиозными институтами к представителям так называемого «нетрадиционного ислама». Что влечет за собой подобное разделение? В книге рассматривается не только история понятия и общетеоретические аспекты концепции традиционного ислама, но и, что наиболее ценно, его региональный характер в Татарстане, Башкортостане, Крыму.

Предлагаем прочитать фрагмент главы «Суфизм в Татарстане: возрождение традиции, экспорт или экспансия», написанной Р. Р. Сафиуллиной-Ибрагимовой (Российский исламский университет, Казань), где описываются основные суфийские братства (тарикаты), существующие в Татарстане.

 

Кадирийа

Представители этого одного из самых широко распространенных тарикатов во всем исламском мире, название которого произошло от имени основателя — ‘Абд ал-Кадира ал-Гилани (ал-Джилани) (ум. 1166), были довольно активны в Казани в 1990-е гг. Это последователи турецкого политика, писателя и педагога Хайдара Баша (1947–2020), который известен не только книгами на религиозные темы, но и трудами по экономике, многие из его книг переведены на русский язык[1]. В первые годы последователи Х. Баша собирались в мечети «Нурулла» в центре города, в связи с чем имаму мечети высказывались нарекания как со стороны поборников так называемого «чистого ислама», так и со стороны государственных структур. Воспоминания одного из последователей: «В начале 90-х годов некоторые приходили к нам в мечеть, скандалили, разборки происходили, потом они сами стали суфиями»[2]. Впоследствии члены тариката стали собираться на частных квартирах.

Среди последователей этого тариката и симпатизирующих ему можно встретить представителей татарской интеллигенции: художников, писателей, режиссеров, кинопродюсеров, ученых, журналистов. Со слов респондента, на коллективных встречах регулярно бывает около двадцати человек. Некоторые последователи или просто те, кто с уважением относится к основателю джама‘ата, могут появиться раз в пять лет. По итогам проведенных мною интервью сложилось впечатление, что представителям этого тариката свойственна открытость, они легко идут на контакт, с ними легко общаться. Им в большей степени свойственны рефлексия и интеллектуальное осмысление своего духовного пути. Как заметил один из респондентов: «У кадирийцев всех стран есть какая-то общая черта, выраженная в экстраверсии и творческом начале. Если в книге "Ихья улум ад-дин" Газали акцент делается на богобоязненность, то у Гилани — на любовь. Кадирийа — это путь любви»[3].

Последователи тариката практикуют коллективный и индивидуальный зикр. Индивидуальный зикр в тарикате Кадирийа называется дарс. Выполнение полного дарса (100 раз) занимает примерно 30–40 минут, на укороченную версию (33 раза) может уйти от 10 до 20 минут. Желательное время выполнения — после утреннего намаза. После обязательных (фард) намазов в тарикате практикуется сокращенный «зикр мухафаза» — произнесение в определенной последовательности имен Аллаха, которые, по мнению суфиев, оберегают от разных напастей. Также после намаза практикуется короткий зикр, во время которого определенное количество раз произносится молитва о прощении грехов (истигфар), краткий вариант свидетельствования о признании Единобожия (тахлил) и молитва с благословениями для пророка Мухаммада (салават).

Несмотря на то, что в индийских ответвлениях Кадирийи прослеживается влияние йоги и других индийских учений[4], у татарстанских последователей тариката подобные практики не приветствуются. Со слов одного из респондентов, молчаливые зикры сердцем (зикр калби), а также с переносом от сердца к разным энергетическим центрам (чакрам), практикуемые в тарикате Накшбандийа, считаются неаутентичными, так как «не подтверждены ривайатами[5], так что во время произнесения зикра обязательно должно присутствовать движение языком»[6].

Коллективный зикр длится около тридцати-сорока минут. По особым случаям, к примеру в мавлид (день рождения Пророка), в праздник Ураза-байрам или по случаю смерти кого-то до похорон, делается многократный тахлил. Коллективный зикр может занимать полтора-два часа. После зикра делается посвящение шейхам тариката, упоминаются имена Хасана ал-Басри[7], ‘Абд ал-Кадира ал-Гилани, Хайдара Баша и других. Во время коллективного зикра могут исполняться религиозные песнопения — илахи.

Последователи тариката Кадирийа вели в российской социальной сети «ВКонтакте» несколько групп, некоторые c их слов «позиционировали не как тарикатские, а чисто мусульманские»[8]. В одной из этих групп[9] размещено много хадисов об ахл ал-бейт (семействе Пророка) и информации о четвертом праведном халифе ‘Али. Респондентами отмечалось, что во всех тарикатах большое значение придается вилайат (духовное руководство) и отношению к ахл ал-бейт: Имамы ахл ал-бейт являются ключевыми фигурами в тасаввуфских тарикатах […] еще Шигабутдин Марджани говорил про отношение к хазрату Али и о том, сколько ему отведено страниц у того же Тафтазани[10], поэтому и современники о нем говорили «Шиа бид-дин» (шиит в религии. — Р. С.)[11].

Один из активных последователей Хайдара Баша (далее — И. Г.), который работает в научно-исследовательском институте, пояснил, что ему как историку важно проследить историю формирования направлений суфизма. По мнению И. Г., «все эти ответвления всё равно сольются в один поток», так как «отношения между суннизмом и шиизмом формировались в одной среде раннеисламской аскезы, которую формировали имамы ахл ал-бейт», и «если обращаться к аутентичным источникам тасаввуфа, то сегодня, наверное, это назовут шиизмом». И. Г. также отметил, что «ни одному тарикату на раннем этапе не было свойственно такое настырное следование букве суннитской доктрины», а в сформировавшихся позднее течениях суфизма «многие вещи были вынуждены подстраивать под официальную доктрину: что-то пришлось переосмыслить, что-то убрать», и теперь они «подчеркивают, какие они ахл сунна ва-лджама‘а»[12]. По мнению И. Г., «ни один суфийский автор не подходит под определение суннитской ортодоксии».

Респондент привел в качестве примера Хайдара Амули[13] из Хорасана, который был одним из первых шиитов, принявших доктрину Ибн ал-‘Араби «вахдат ал-вуджуд», и утверждал, что «истинный шиит — это суфий, а истинный суфий — это шиит». И. Г. привел подборку цитат Джалаладдина Руми, «за которые некоторые его даже считают скрытым исна‘ашаритом (последователем имамитского шиизма. — Р. С.), или даже исмаилитом (последователем одной из ветвей крайнего шиизма. — Р. С.)».

Представителей и последователей тариката Кадирийа часто упрекают в политизированности. Как отметил последователь другого тариката: «Они политизированы очень, обсуждают Израиль и мировую политику. Такая привязка к действительности, к дунье (материальный мир. — Р. С.) вызывает диссонанс». В этом отношении полную противоположность кадиритам представляет следующая суфийская группа — последователи ветви Хусайнийа тариката Накшбандийа, которые, напротив, дистанцируются от политики, считая, что «политика не должна быть связана с исламом».



[1] Баш Х. Макалат. Ислам: секрет становления. — М.:Диа-пресс, 2000; Баш Х. Милость для миров — Мухаммад (САВ). Жизнь и смыслы. Т. 1. — М.: Ансар, 2005; Баш Х. Модель Национальной Экономики — новая экономическая система. — Казань: Идел-Пресс, 2011.

[2] Интервью с А. М. 5.06.2018. Полевые материалы автора.

[3] Интервью с А. М. 5.06.2018. Полевые материалы автора.

[4] Кадирийа // Культура веры. Путеводитель сомневающихся. 2016. 5 августа [http://religiocivilis.ru/islam/islamk/325-kadiriia.html].

[5] Ривайат — версия хадиса, дошедшая от разных передатчиков.

[6] Интервью с А. М., 5.06.2018. Полевые материалы автора.

[7] Хасан ал-Басри (642–728) — мусульманский богослов и знаток хадисов, один из первых исламских аскетов (захид).

[8] Последнее обновление информации в группе ‘Путь к хакку’ [https://vk.com/put_k_hakku], у которой 338 подписчиков, было 5 ноября 2014 г. У группы ‘Йа Хайдар!’ [https://vk.com/yahaydar] 393 подписчика, последнее обновление информации здесь было 23 сентября 2013 г.; на одноименной странице блог-платформы ‘LiveJournal’ [https://yahaydar.livejournal.com/] последнее обновление было 1 февраля 2013 г.

[9] Ahlus-sunna  / Muslim school  // Ahlus-sunna / Muslim school. 2017. 6 июня [https://vk.com/muslim_school].

[10] Са‘д ад-дин ат-Тафтазани (1322–1390) — арабо-мусульманский философ, видный представитель позднего калама.

[11] Интервью с А. М., 5.06.2018. Полевые материалы автора.

[12] Интервью с И. Г., 5.06.2018. Полевые материалы автора.

[13] Хайдар Амули (XIV в.) — шиитский философ, последователь концепции «единства бытия».

читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).