будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сирия история образование история науки
Июль 12, 2025
Pro Science
Муравьев Алексей

История сирийской науки в контексте философии и богословия: конференция в Падуе

История сирийской науки в контексте философии и богословия: конференция в Падуе
ps_syria
Иллюминированная сиро-греческая рукопись

Конференция, которая прошла на факультете истории Университета Падуи (Università di Studi di Padova), была посвящена истории наук и школ на средневековом сирийском Востоке. Проблема изучения школьно-научного аспекта сирийской цивилизации - не нова, хотя и исследований по этой проблематике немного. Причина этой недо-исследованности - в том, что многие тексты до сих пор не опубликованы, а те, что доступны, часто нуждаются в переизданиях, комментированных переводах и исследованиях. Однако программы таких комплексных исследований пока остаются в проектах, о чем говорилось, в частности на прошедшей в июле на Мальте международной конференции сирологов Symposium Syriacum.

В то же время все большее внимание исследователей занимают сирийская астрономия, сирийская медицина, сирийская география и сирийская грамматика. Интерес к этой стороне сирийской цивилизации определяется, помимо общекультурных исследовательских задач еще и тем, что сирийцы выступили передаточным звеном для античной науки к арабам. Арабская цивилизация была многим обязана сирийцам и, прежде всего, науками и книжностью. Передача аристотелевской традиции через сирийцев арабам, а через них – в Испанию и вообще в Западный мир – отдельный важный сегмент исследований.

Арабская цивилизация была многим обязана сирийцам и, прежде всего, науками и книжностью.

Важной частью этой передачи был перевод на сирийский с греческого Аристотелевского корпуса и особенно Органона. Этот перевод дал ученым средневекового Ближнего Востока методологию и логику античной традиции. На основе аристотелевской традиции выстроилось практически все здание этой традиции.

Отдельный вопрос – оригинальность сирийской науки - не может получить однозначного ответа, ибо античная научная и философская традиция вообще представляет собой «диадохическую» череду школ и преемств, что заставляет исследователей разбираться в непростых генеалогиях средневековых сирийских ученых.

Заседания открылись на историческом факультете под председательством профессора Паоло Беттиоло, известного специалиста в области сирийской мистической традиции. Он привлек внимание к феномену школьной консолидации в сирийском обществе IV-VIвв. Сирийцы, в процессе апроприации греко-римского наследия создали несколько школ, таких как Нисибинская академия, Эдесская школа, позднее такими школами стали монастыри Бет-Аве или Кеннешрин. Именно в школах делались переводы, которые проходили несколько стадий улучшения и исправления.

Для изучения истории науки у сирийцев необходимо изучать и историю рукописей, в которых эти научные сочинения, как переводные, так и оригинальные, дошли до нас. Рукописи переписывались в монастырях, которые были настоящими научными центрами, именно поэтому сейчас изучение организации несторианских монастырей стало насущной научной задачей. Монастыри стали академиями, приняв эстафету от больших школ. Наконец, научный ренессанс у восточных сирийцев связан с исследованиями того, что анналисты назвали viequotidienne, а Беттиоло обозначил как «среда реальности» (ambitodellavitareale).

Эмили Виллэ (Émilie Villey)

Доклад французской исследовательницы Эмили Виллэ (Émilie Villey, Париж-Каэн), работающей над сирийскими астрономическими сочинениями, представил всю историю сирийской астрономии как историю текстов. Сирийцы интересовались астрономией сперва в связке с астрологией, но метеорологическая традиция Аристотеля (включая переведенный на сирийский псевдо-аристотелевский трактат Περὶκόσμου), оказавшись привнесенной в сирийскую среду, позволила эмансипировать астрономию от астрологии. Произошла своего рода культурная трансформация - благодаря привнесению особого типа астрономического вокабуляра в сферу научную и духовную.

В западно-сирийском монастыре Кеннешрин, возможно, синтезировалась александрийская и вавилонская астрономическая наука.

Г-жа Виллэ рассказала, что главная проблема истории сирийской астрономии – неопубликованные тексты среднего периода ее развития. В IV в. было создано всего 4 известных нам текста (3 анонимных и один приписан Василию Кесарийскому) о затмениях. В VI в. написано уже куда больше, включая трактаты Севера Себохта (7 текстов) о лунных фазах, об астролябии, о сезонах. Александрийская астрономия птоломеевской традиции стала массово переводиться на сирийский язык, причем сохранялся и греческий, на страницах сирийских переводов пишутся греческие схолии! Создаются сложные таблицы для луны и звезд, большую роль начинает играть западно-сирийский монастырь Кеннешрин, в котором, возможно, синтезировалась александрийская и вавилонская астрономическая наука. Во время арабского завоевания астроном Стефан Александрийский работал в Месопотамии. Исследования сирийской астрономической традиции дают возможность проследить, каким образом александрийская традиция была творчески усвоена сирийцами и передана арабам.

Доклад Алексея Муравьева

В докладе Алексея Муравьева основное внимание было уделено взаимоотношению и взаимовлиянию сирийской медицинской традиции и сирийской аскетики.

Аскетика обычно изучается как богословская дисциплина, хотя в ее формировании как на греческой почве, так и на сирийской большое значение имела технология. Собственно, аскетика как способ очищения души в большой степени позаимствовала свой язык и методики из галеновской медицины. Именно сирийские переводы галеновского корпуса, сделанные как знаменитым богословом и врачом Сергием Решайнским в VI в., так и другими врачами вплоть до знаменитого ученого и врача Хунайна ибн-Исхака (IX в.), создали арабскую медицинскую традицию, известную по «القانونفيالطب‎‎» (канону медицины) Ибн-Сины.

Хунайн в своем знаменитом послании (рисала) приводит целый список сирийских врачей, многие из которых были параллельно и богословами, наиболее известный из которых – Симеон де-Тайбуте. На протяжении пятисот лет сирийская аскетическая традиция активно использовала наработки медицинской науки галеновского извода. Нередко одни и те же авторы писали трактаты по врачеванию и по аскетике. Такие понятия как болезнь, прогноз, здоровье, устройство организма, поражение (aqta), очищение/стерилизация (dukya), жар/холод, смешение (hulltana) были частью как одного так и другого вокабуляра. В результате этого взаимного обогащения родилась аскетическая традиция, которая в лице Исаака Сирина в сильнейшей степени повлияла на византийский исихазм, и медицинаская традиция, которая через Фараби и ибн-Сину вернулась в Западную Европу, создав европейскую медицину, которая была вполне греко-сиро-арабской по терминологии вплоть до Везалия.

Эмилиано Фьори и Андреа Гарибольди

Доклад Андреа Гарибольди (Милан) был посвящен сасанидской политике в отношении сирийской культуры и образования. Имперская политика щаханшахов была с одной стороны персоцентричной, с другой – очень адаптивной. Многие сирийцы входили в коллегии врачей, характерен пример некоего Гавриила, который стал друстбедом – главным придворным медиком. Это позволяло сирийцам развивать науки и философию на сирийском языке под покровительством персидского государства. Когда дело доходило до выяснения конфессиональных вопросов (как, например, размера подати, которую платили христиане) или взаимных претензий монофизитов и Церкви Востока (несториан), ученые сирийцы при дворе Сасанидов могли играть важную медиационную роль. Докладчик представил персидскую политику в отношении сирийцев как среду, благоприятствовавшую развитию науки, - прежде всего, медицинской.

Паоло Беттиоло и Эмилиано Фьори

Исследователь Сергия Решайнского Эмилиано Фьори (Берлин) показал, как Сергий-медик влиял на Сергия-философа и богослова. "Трактат о духовной жизни", известный как аскетический манифест Сергия, был написан по аристотелевской научной схеме и повторял многие теоретические идеи галеновской медицины.

На следующий день заседания продолжились в здании Академической коллегии Университета докладом Витторио Берти (Падуя), который показал, как в письмах патриарха Тимофея I обсуждалась тема бессмертия души и ее частей. Эта вполне аристотелевская постановка вопроса показывает, как в ученом патриархе сочетались богослов, философ и пастырь.

Сабино Кьяла

Общая дискуссия с участием С. Кьяла (Бари), видного исследователя сирийского мистицизма, подвела итог заседаниям. Исследования сирийской науки чрезвычайно востребованы и важны для понимания истории науки на переходе от античности к Новому времени. Кроме того, сирийская аскетика и мистика оказались в сильной степени связаны с развитием научной традиции. За торжественным обедом участники согласились продолжить встречи и расширить поле исследований, включив туда географическую науку (представитель которой Косьма Индикоплов был еще и врачом) и те формы математического знания, которые находятся в трактатах по логике.

Муравьев Алексей
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).