будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
античность история
Июль 8, 2025
Pro Science
Чепель Алена

Из Рима в Египет и обратно

Из Рима в Египет и обратно
Colossi_of_Memnon_R02
Колоссы Мемнона. Источник: Wikimedia Commons

Без навигаторов и гугл-указаний

Один из главных сухопутных маршрутов между Египтом и Малой Азией засвидетельствован на небольшом папирусе V в. н.э. Он был куплен в 1935-6 году Эрихом фон Шерлингом из Лейдена у египетского феллаха вместе с другими папирусами, якобы найденными в христианских могилах около Панополя. На папирусе записан маршрут из Гелиополя в Константинополь через 60 географических пунктов в Египте, Палестине и Сирии, включая Иерусалим и Антиохию. В списке так же есть место, связанное с мученичеством святой Феклы, и место суда над коптским мучеником Бершенуфи – следовательно, скорее всего, это маршрут паломника. Дорога (via maris) идет по суше вдоль побережья Палестины и Сирии.

Этот список топонимов практически полностью совпадает с другим путешествием – Феофана, чиновника высокого ранга из египетского города Гермополиса , который отправился по делам в Антиохию в 320-е г. н.э. Описание его поездки также известно нам из одного папируса. Феофан добрался из Египта до Антиохии за 24 дня миновав 35 остановочных пункта.

Папирус с поездкой Феофана

Поскольку он ехал по делам, то воспользовался государственной службой транспорта Римской империи (она же почтовая служба, cursus publicus). Такое путешествие разбивалось на mutationes (перемены лошадей) и mansiones (остановки на отдых). Чтобы ехать с государственной почтой, нужно было получить специальное разрешение. Историк Аммиан Марцеллин, например, жаловался, как государственная почта должна была обслуживать передвижение епископов на соборы и обратно в середине IV века:

Целые ватаги епископов разъезжали туда и сюда, пользуясь государственной почтой, на так называемые синоды, стремясь наладить весь культ по своим решениям. Государственной почте он [император Констанций II] причинил этим страшный ущерб.

Как в случае маршрута неизвестного паломника, так и в случае чиновника Феофана, папирусы с итинерариями, видимо, служили подготовкой планируемого путешествия. Интересно, что кроме маршрута с остановками, Феофан записывал на том же папирусе свои расходы по пути. Так на обратной дороге он купил себе шляпу путешественника за огромную сумму в 2400 драхм, а в Ашкелоне приобрел позолоченную статуэтку императора, чтобы посвятить в ее храме, а также билеты в театр и на концерт. Это кстати стало первым историческим свидетельством о том, что в Ашкелоне в то время существовали театр и концернтный зал (одеон). С маршрутом Феофана по Палестине и Сирии полностью совпадает и маршрут христианского паломника из Бордо, который практически в то же самое время совершил путешествие через Италию в Константинополь, а оттуда через Сирию в Иерусалим. Считается, что это самое древнее христианское паломничество в Иерусалим (хотя описание сохранилось в более поздних рукописях VIII-X вв.).

Дауншифтинг по-христиански

Святая Земля была главным центром притяжения христианских паломников в IV в. Одним из ранних свидетельств групповых паломничеств является письмо святителя Афанасия Великого к девам, которые путешествовали из Александрии в Палестину для молитвы и вернулись обратно. Из этого письма понятно, что монахини посетили пещеру Рождества в Вифлееме, пещеру Воскресения Христова, Гологофу и место Вознесения Христова. Афанасий вынужден утешать их, так как они скорбят, что были оторваны от святых мест и вернулись обратно в Александрию.

Блаженный Иероним в письме от имени сестер Павлы и Евстохии, уже находящихся в Палестине, приглашает Марцеллу приехать из Рима в паломничество по местам земной жизни Христа:

Пойдем в Назарет, и соответственно с значением самого названия его, увидим цвет Галилеи. Не далеко отсюда видна будет Кана, где вода превращена в вино. Взойдем на гору Фавор и увидим там жилище Спасителя, не как хотелось когда-то Петру, с Моисеем и Илиею, но с Отцем и Духом Святым. Отсюда пойдем к Генисаретскому морю, и увидим в пустыне пять тысяч и затем четыре тысячи человек, насыщенных пятью и семью хлебами. Покажется городок Наин, в воротах которого воскрешен сын вдовы. Посмотрим и на Ермоним и горящий Эндор, в котором побежден Сисара. Увидим и Капернаум, обыкновенное место знамений Господних, и вместе с ним всю Галилею.

Но некоторые знатные и богатые римляне, съездив в паломничество за новыми впечатлениями и духовной пищей, все-таки решали остаться жить в святых местах, основывая там коммуны монахов. Близкая ученица Иеронима, римская матрона, а затем монахиня Павла, ездила с ним в паломничество из Антиохии в Египет и Палестину, а потом основала монастырь на Святой Земле. После ее смерти в 404 году Иероним подробно описал ее путешествие по палестинским святыням, которое она совершала вместе с другими женщинами. Другой известной паломницей-монахиней из Рима была Мелания, которая сначала прожила некоторое время в Египте, а затем тоже основала две монашеские общины – мужскую и женскую – в Иерусалиме.

Целью паломничеств могли быть не только библейские места, но и святые старцы и отшельники. В конце IV века Иоанн Кассиан, палестинский монах родом из Марселя провел около десяти лет, путешествуя по Египту и беседуя с египетскими монахами. Учение отцов-пустынников он затем записал в двух книгах «О постановлениях общежитий палестинских и египетских» и «Собеседования» с различными египетскими аввами. Свои книги он написал, чтобы укоренить традицию восточного монашества в западной Европе, как он пишет во вступлении:

Если в здешних странах найду что–нибудь не соответствующее древним правилам, то исправлю это по правилам, какие существуют в древних египетских и палестинских монастырях, потому что не может быть никакое новое братство на Западе в стране Галлии лучше тех монастырей, которые основаны святыми и духовными отцами от начала апостольской проповеди. Если замечу, что какие–нибудь правила египетских монастырей будут здесь неисполнимы по суровости воздуха или по трудности и разности нравов, то заменю их, насколько возможно, правилами монастырей палестинских или месопотамских, потому что если правила будут соразмерны силам, то их и с неравными способностями можно будет исполнять без труда.


Что писали античные туристы на стенах Пирамид?

Но в паломничества ездили не только христиане. Римские императоры отправлялись в путь как с политическими и образовательными целями, так и для аудиенции с богами. Например, Император Веспасиан совершил паломничество в святилище бога Сараписа в Александрии, возможно, в подражание Александру Македонскому, который в 333/2 г. до н.э. отправился в оазис Сива к оракулу Аммона в Ливии. Там он получил возможность беседовать с богом и узнал от него о своей собственной божественной природе. Император Юлиан ездил в Пессинунт, место поклонения богине Кибеле, и на гору Касион, место сражения Зевса с Тифоном. Среди греческих интеллекуталов посещавших Египет в поздней античности были географ Страбон, автор путеводителя по Греции Павсаний, оратор Элий Аристид. Последний утверждает, что был в Египте четыре раза и нет ничего, что бы он не осмотрел.

Сохранилось папирусное письмо II в. н.э. от некого Неарха Гелиодору, где Неарх описывает свое путешествие по Египту. Неарх ездил смотреть на истоки Нила, а затем посетил оракул Аммона в оазисе Сива в Ливии. Он также сообщает что выцарапал имена своих друзей в святых местах для вечного поминовения перед богами. Таких граффити, то есть надписей, выцарапанных на стенах храмов, сохранилось много в разных местах Египта. Их оставляли внутри храмов и святилищ в качестве поминальных записок за себя и своих близких, причем как египтяне, так и греки и римляне. Отдельные группы таких надписей находят в святилищах, куда ездили за исцелением: храм бога-врачевателя Имхотепа в Фивах (Дейр-эль-Бахри), храмы в Дендаре и в Ком Омбо.

Надписи оставляли и в обычных туристических целях. На подножии колоссов Мемнона сохранились граффити по-гречески и латински, в основном от имени римских солдат. Авторы надписей подтверждают, что слышали чудо пения статуй на рассвете, когда, как считалось, герой Мемнон приветствует свою мать, богиню зари Эос. Туристы любили оставлять надписи также в гробницах в Долине Царей , или “сирингах” , как их называли греки из-за узких коридоров, ведущих в погребальную камеру с саркофагом. Половина всех греческих надписей найдена в гробнице Рамзеса IX (KV9, Kings' Valley № 9), которую считали гробницей самого Мемнона мифческого царя эфиопов, сражавшегося в Троянской войне. На ее стенах нашли 995 граффити, оставленных посетителями, начиная с I века до нашей эры и заканчивая IV веком нашей эры. Среди туристов, оставивших надписи – солдаты, врачи, чиновники, юристы.

Даже поэты любили подписывать свое имя на египетских достопримечательностях. Римский элегический поэт Корнелий Галл в 26 г. до н.э., впав в гордыню, начертал “свои деяния” на Пирамидах в Гизе,как сообщает историк Дион Кассий. Другой анонимный поэт записал на Пирамидах латинское стихотворение в честь умершего брата:

Я увидел Пирамиды без тебя, мой дорогой брат, и все что я смог сделать, я пролил слезы о тебе и в память об этом горе я высек это причитание, да будет имя Децима Гентианнна, понтифика и участника твоего триумфа, Траян, консула и цензора моложе 30 лет, на высокой пирамиде.

Пирамиды для римлян были символом вечной памяти и очень хорошо подходили для таких надписей. О чем еще писали античные туристы на стенах? Одна из главных тем граффити -- восхищение перед удивительными сооружениями: часто встречаются слова “я удивлен”, “чудо”, “необычно”.

Греческая надпись "я увидел" в египетской гробнице

Другая тема – желание увидеть своими глазами и исследовать, изучить. Глагол “исследовать” по-гречески historeuo употреблен более, чем в 200 графитти. Одна запись гласит: «Я, Филоксен, сын Филоксена, исследовал все сиринги. 11 год, 20 месяца фаофи». Другая: «Элпидий , юрист и историк из Александрии, изучив, я был поражен». Получается, что римляне и греки в поздней античности отправлялись в Египит с теми же целями, что и за 700-800 лет до них “отец истории” Геродот.

Литература

Perale M., “From Egypt to Constantinople: A pilgrimage route in a forgotten late antique itinerary (SB XXVI 16607)?”, ZPE 199 (2016), 155-169.

Rutherford I.C., “Travel and Pilgrimage”, in The Oxford Handbook of Roman Egypt (Ed. C. Riggs), Oxford 2012.

Чепель Алена
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).