«Становление современного общества: вызовы и уроки для России» - так называлась тема лекции, с которой в ноябре 2012 на Публичных лекциях «Полит.ру» выступил Стивен Вебб, эксперт Всемирного банка и участник международного исследовательского проекта "Институты, развитие и группы интересов" в НИУ-ВШЭ.
Чем отличаются страны с порядками открытого доступа (Open Access Order) от стран с порядками ограниченного доступа (Limited Access Orders)? Первые должны удовлетворять трем главным условиям:
1. Любой ее житель имеет возможность создать организацию, которая подходит под общепринятые правила;
2. Законы страны применяются ко всем одинаково и с одинаковой силой;
3. Демократическое правительство этих стран полностью контролирует все организации, которые имеют возможность применять по отношению к другим гражданам насилие (полиция, военные и другие организации, связанные с государственной безопасностью).
Если не выполняется хотя бы одно из этих условий, то она не может называться страной открытого доступа. По Веббу, до XIX века фактически все страны были с ограниченном доступом, а сейчас к ним можно отнести государства Латинской Америки и Ближнего Востока, страны Африки, Китай, Индию, Россию и другие постсоветские республики.
«Страны ограниченного доступа не могут стать открытыми только за счет выстраивания институтов, аналогичных институтам стран открытого доступа. У них другая внутренняя логика», – отметил лектор «Полит.ру». Хотя безусловно изменение институтов должно быть проведено прежде, чем попытка перехода в состояние открытого доступа.
Скачок в сторону открытого доступа не должен быть резким, важны слеждующие этапы:
Уже ближе к концу лекции было сказано несколько слов о России. «Я уверен, что Россия сможет стать обществом открытого типа, со свободной, демократичной политической системой и сильной рыночной экономикой. Но пока она все ещё страна с порядками ограниченного доступа, необходимо провести некоторые изменения», – отметил Стивен Вебб.