будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Индия история музыка
Июль 11, 2025
Pro Science
Руссо Максим

Как звучит древний яль

Как звучит древний яль
ps_yazh2
Яль. Источник: Uru Custom Instruments

Мастер из южной Индии Тарун Секар, занимающийся возрождением исчезнувших и редких музыкальных инструментов, кропотливо воссоздал старинный тамильский яль и вместе с другими музыкантами исполнил на нем специально написанную песню.

Сведения о яле[1] сохранила древняя тамильская литературная традиция I–III веков, известная как «поэзия санги». Поэты того времени описывали, в частности, панаров — певцов и музыкантов, которые выступали, аккомпанируя себе на яле и других инструментах. Считалось, что в инструментах присутствует божественная сила и что панар, правильно выбрав мелодию, место и время исполнения, способен отвратить дурные предзнаменования.

О панар, с маленьким йалем, медовострунным, сладкогласным,
С барабанчиком ки́ней на тонкой ручке, темнобоким и светлоглазым,
Схожим по виду на прут с насаженной черепахой, в пруду обитающей,
Одари взором приятным и отдохни здесь!...
(Пуранануру, 70)[2]

Музыканты, приятного лада струны задев,
На йале выводят марудама напев…
(«Мадураикканьджи»[3], марудам — одна из пяти классических тем традиционной тамильской поэзии).

Яль представлял собой разновидность народной арфы — инструмента, в котором струны натягивались под косым углом между резонатором и шейкой. Резонатор вырезался из дерева в форме лодочки и обтягивался кожей. Шейка часто украшалась резным изображением мифического чудовища, от имени которого, по легенде, и происходит название инструмента. В тамильской эпической поэме «Шилаппадикарам» («Повесть о браслете», V–VI век), где уделяется большое внимание музыке и музыкальным инструментам, сообщается, что есть несколько разновидностей яля: перияль — с 21 струной, макараяль — с 19 струнами, какотаяль — с 14 струнами и ченкоттияль — с 17 струнами. Также известны другие разновидности: майил яль («похожий на павлина») или вил яль, имевший форму лука.

Ранее игрой на яле сопровождались ритуалы в знаменитом индуистском храме Минакши в городе Мадурай. Хотя профессиональные исполнители не относились к элите общества, их влияние могло быть велико. От названия яля происходит название города Джафна на севере Шри-Ланки. Его современное тамильское название Яльпанам представляет собой сокращенную форму от Ялпанапаттинам, известного как минимум с XV века. По легенде, правивший в этих местах в VIII веке царь Уккирасингхан из рода Виджая однажды услышал пение слепого музыканта, аккомпанировавшего себе на яле. Придя в восторг от его искусства, царь подарил ему участок побережья. Музыкант вернулся в Индию и предложил переселиться на новое место беднякам из своего народа. Так и возник «город исполнителя на яле». Потом название исказилось при переходе в сингальский язык и превратилось в Джафна.

Информация о яле сохранилась благодаря тамильскому общественному деятелю, поэту и писателю Свами Випулананде (1892–1947). В конце жизни он написал книгу «Яль нул» («Книга о яле»), где, основываясь на долгих годах исследований древних текстов, описал принципы старинной музыки, приемы исполнения и технику изготовления инструментов.

Книга Свами Випулананды и стала основным источником информации, на который опирался Тарун Секар, работая над своим ялем. «Система нотации похожа на гитарную, и я постепенно сумел в ней разобраться. Однако для этого потребовалось много практики, и я всё еще продолжаю учиться», — рассказывает он. Тарун Секар признает, что позволил себе немного отойти от канона, заменив древесину индийского хлебного дерева красным кедром, но считает, что звучание его инструмента в достаточной мере воспроизводит звучание древних ялей. В его инструменте семь струн.

Новый инструмент звучит в песне, которую Тарун Секар записал вместе с другими музыкантами. Его друг Шивасубраманиан, пишущий тексты для комиксов, написал текст о девушке со сверхспособностями, жившей в южной Индии в «эпоху третьей санги» (VI в. до н. э. — III в. н. э.). Также в работе над песней принимал участие рэпер Съян Сахир.

Сейчас Тарун Секар работает над новыми ялями. Он намерен изготавливать как семи-, так и четырнадцатиструнные варианты. На изготовление одного инструмента из цельного куска дерева уходит 5–6 месяцев. Тарун Секар говорит, что получил уже заказы от музыкантов из США, Норвегии и ОАЭ.



[1] Название инструмента иногда передается как йаль или яж. Различия связаны со специфическим звуком тамильского языка — звонким ретрофлексным аппроксимантом (ழ, в международной транскрипции ɻ). Он же присутствует в слове Tamil [t̪ɐmɨɻ], и в англоязычной литературе часто передается как zh. В русском языке такого звука нет.

[2] Стихи на банановых листьях. Классическая тамильская лирика. Перевод А. Наймана. Предисловие и комментарии А. Дубянского. — М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979. С. 23.

[3] Там же, с. 42.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).