будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
биоразнообразие религия экология
Июль 10, 2025
Pro Science

Христианизация народов амазонской сельвы ведет к увеличению численности тапиров

Христианизация народов амазонской сельвы ведет к увеличению численности тапиров
ps_south_american_tapir_roger_smith
Равнинный тапир. Источник: Roger Smith/Flickr.com

Биологи Стенфордского университета изучили влияние христианизации индейцев Южной Америки на их пищевое поведение. Хосе Фрагосо и Джеффри Лузар провели несколько лет, изучая пищевые табу представителей народов макуши и вапишана, живущих в Гайане. Они опросили почти 10 тысяч человек, интересуясь их пищевыми табу. В регионе работают миссионеры различных христианских церквей: евангельских христиан, адвентистов, католиков, англикан. Выяснялись также пищевые правила, преписываемые традиционными шаманами этих народов. Опрошенные индейцы относились к разным конфессиям. Результаты исследования были опубликованы в журнале Human Ecology.

Фрагмент карты гайянских общин в исследованном регионе

Традиционно макуши и вапишана считали, что, съев мясо тапира, они подвергаются опасности из-за связи этого животного со злыми духами. Однако на тапиров всё равно охотились, так как считали, что шаманы смогут устранить опасность их мяса. 

Там же, где после христианизации авторитет шаманов падает, индейцы не решаются есть тапиров, так как представление об опасности этого животного сохраняется, а культурный механизм ее устранения разрушен.

Там же, где после христианизации авторитет шаманов падает, индейцы не решаются есть тапиров. Представление об опасности этого животного сохраняется, а культурный механизм ее устранения разрушен.

«Можно устранить шаманов, но система духовных верований сохраняется на протяжении многих поколений», – отмечает Хосе Фрагосо. 

Наиболее благоприятна для тапира ситуация у адвентистов. Они строго соблюдают ветхозаветные пищевые запреты, в частности, запрет есть свинину. При этом в категорию свинины включают не только мясо южноафриканской свиньи пекари, но и мясо тапира.  

Таким образом христианизация индейцев в бассейне Амазонки положительно сказывается на численности нескольких видов, которых Красная книга МСОП относит к числу уязвимых. Среди них равнинный тапир, красноногая черепаха и два вида оленей. 

Однако с падением авторитета шаманов и отказом от традиционных верований связано и отрицательное влияние на численность некоторых животных. Дело в том, что после перехода в христианство индейские охотники начинают использовать для охоты те территории, которые ранее считались священными и поэтому служили своеобразными резерватами для животных. Также индейцы-христиане перестают соблюдать и календарные табу на охоту на определенных животных.

читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).