будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
мифология
Июль 13, 2025
Pro Science
Комогорцев Алексей Жуков Андрей

Код чуди

Код чуди
ps_be0b50bc3d134d75bedda11e430288e5-0001
Код чуди

Издательство «Директ-медиа» представляет книгу Алексея Комогорцева и Андрея Жукова «Код чуди. Исчезнувшая цивилизация русского севера».

Предлагаемая вашему вниманию книга посвящена истории легендарного народа чудь, населявшего некогда север европейской части России и Приуралье. Предания об этом загадочном народе охватывают огромные территории Европейского севера от Скандинавии до Урала. Чудским умельцам, слывшим искусными волшебниками, рудознатцами и металлургами, приписывается авторство пермского звериного стиля — уникального культового литья, датируемого VII в. до н. э. — XII в. н. э. и совершенно выпадающего из общего ряда прочих урало-сибирских звериных стилей. В книге подробно рассматривается история и мировоззрение пермской чуди, а также один из центральных образов ее религиозно-мифологической системы — архаический ящер, являющийся «визитной карточкой» пермского звериного стиля. Авторы книги исследуют целый пласт родственных преданий, связанных с селькупским народом квели-куп, ненецкими сиртя, русскими дивьими людьми, ирландскими Племенами богини Дану и др. Помимо этого, в книге освещается целый ряд сопутствующих тем, в т. ч. ритуальная коммуникация с реликтовыми чудовищами в культурах Старого и Нового Света, эволюция культа ящера в славянской традиции. Авторы демонстрируют, как привычные образы христианских святых переплетаются с архаичными представлениями о змее-ящере-драконе, уходящими своими корнями в глубочайшую праисторическую древность.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

Старший научный сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа Е.И. Оятева констатирует, что «ящер, изображенный на ныргындинской пластине, символизирует Мировой океан, первозданный хаос, мир мертвых. О водной его символике свидетельствует и изображение хвоста ящера в виде волнистых выпуклых линий, как обычно изображали воду. Как уже отмечалось, нижний мир, мир мертвых — амбивалентен, ибо он не только поглощает мертвых, жертвы, дары, но в нем зарождается жизнь, в нем таятся силы, скрывающие в себе тайны жизни и смерти. Только пройдя через смерть, можно возродиться к новой жизни. Образ ныргындинского ящера так же амбивалентен: он не только поглощает мертвых, но в его чреве, у хвоста — три зооморфных зародыша, и еще четыре таких же зародыша изображены над хвостом».

Фактически Оятева вплотную подошла к принципиально важному выводу об инициатическом характере понимания образа ящера в пермском зверином стиле. В данном случае под этим следует понимать наиболее архаические посвятительные ритуалы, отражающие представление о необходимости быть поглощенным чудовищем (огромным змеем, драконом или ящером) для получения его особых (магических, сверхъестественных) качеств.

Анализируя содержание традиционного славянского обряда посвящения в колдуны, Криничная указывает, что в различных вариантах этого посвятительного сюжета неофит, пролезший сквозь чрево чудовищного зооморфного существа, обретает «чудесных помощников», через которых к нему поступает «знание» из потустороннего мира, «где хранятся первоначала и тайны бытия». Таким образом, обретение «тайного знания» сводится к обладанию магической властью над мифическими существами, со временем переосмысленными в негативном ключе и выступающими в качестве «дьяволов», «чертей» и прочих «нечистых духов».

 

Ныргындинская пластина

Как уже было упомянуто выше, поглощение чудовищной рептилией до сих пор является частью посвятительных ритуалов в первобытных религиях Юго-Восточной Африки и Океании. Пребывание в желудке чудовища давало вернувшемуся (юноше или будущему шаману) магические способности — посвящаемый как бы переваривался и извергался новым человеком.

Это в очередной раз убеждает нас, что обряд человеческого жертвоприношения чудовищу (отчетливые следы которого встречаются и на некоторых чудских бляхах, где изображается буквальное поглощение ящером человека), замененный впоследствии жертвоприношением коня или иного символического заместителя человеческой жертвы, должен рассматриваться в качестве деградации первоначального представления о специфических (в том числе шаманских) инициациях, включавших в себя обряд поглощения чудовищем с последующим возрождением в новом качестве.

Таким «специализированным инициациям» могли быть подвергнуты только определенные личности, и суть такого ритуала связана с процессом кардинальной трансформации их человеческого состояния. В данном случае речь идет не о «возрастных» инициациях, «благодаря которым подростки получают доступ к сакральному, к знанию, к сексуальности, становятся человеческими существами», а о процедуре, предполагающей «творение не человека, а некоего сверхчеловеческого существа, способного общаться с Божествами, Предками или Духами». Это новое рождение — фактически создание промежуточного звена между людьми и сверхъестественными существами — происходит в соответствии с обрядами, установленными последними. Такое новое рождение ни в коем случае не повторяет биологическое или «естественное» рождение, хотя может описываться акушерскими символами.

Предположение об инициатической функции ящера в пермском зверином стиле подкрепляется важным указанием Рыбакова на то, что человеколось, в подножии которого, как пра вило, изображается ящер, есть не кто иной, как «путешествующий шаман», опознаваемый по особому головному убору, увенчанному изображением головы лосихи. Рыбаков пишет: «На композициях с шаманом обычные люди никогда не изображались; шаман действует в другом измерении. Лицо шамана всегда обращено вправо, как мы установили, — к западу, что полностью соответствует сибирскому мифу: шаман начинает свое путешествие с нижнего мира, с тех подземных пространств, куда закатывается солнце. Путешествующий по дорогам трех миров, шаман нередко изображается крылатым (два крыла или крыло и рука), что прямо связано с необходимостью для шамана взлететь вместе с птицами от семи подземных озер к вершине мирового древа».

Таким образом, становится очевидным, что в указанном выше сюжете пермской металлопластики ящер символически изображается в качестве источника магических способностей шамана и одновременно — в качестве его сверхъестественного «чудесного помощника». Заметим, что аналогичную функцию в русской волшебной сказке в некоторых случаях выполняет волк, на котором герой сказки в буквальном смысле передвигается верхом. В китайском даосизме аналогичную посредническую роль выполняет дракон, не только помогающий даосу «войти в землю и общаться с призраками», но и воспринимающийся как буквальное средство передвижения.

Отсюда следует, что вертикально стоящая или сидящая на ящере верхом человеческая фигура символизирует не что иное, как мотив подчинения/обуздания сил/стихий «нижнего мира», хозяином и универсальным символом которого является реликтовое чудовище, представленное в виде ящера, дракона или чудовищного змея. Из мотива подчинения/обуздания органично вытекает мотив управления, который, в свою очередь, является необходимым условием для возникновения мотива передвижения верхом или внутри чудовища. Благодаря своей архаичности, а значит, близости к первоистокам человеческой цивилизации этот мотив в той или иной форме обнаруживается в подавляющем большинстве традиционных культур.

Комогорцев Алексей Жуков Андрей
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).