будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Дания Исландия археология викинги история фольклор
Июль 10, 2025
Pro Science
Руссо Максим

Колдунья и ее сын

Колдунья и ее сын
ps_Man-and-woman-at-museum
Реплика захоронения в музее Роскильде. Источник: Roskilde Museum

Исследование ДНК заставило ученых пересмотреть свои взгляды на парное захоронение IX века в Дании. И неожиданно обнаружить сходство между этим погребением и эпизодом одной из исландских родовых саг.

Могила у деревни Гердруп, к северо-востоку от датского города Роскилле (Roskilde), была обнаружена еще в 1981 году. Сейчас находки хранятся в городском музее. Археологи обнаружили скелетные останки мужчины и женщины. Женщина была похоронена в положении лежа на спине, а на ее грудь и ноги были положены тяжелые камни. Обследование костей таза показало, что при жизни она рожала. На поясе у нее был железный нож, а рядом с телом лежала костяная игольница. Рядом с правой ногой женщины находился железный наконечник копья длиной более 35 сантиметров. Тогда это было первым известным науке женским захоронением эпохи викингов, где в качестве погребального инвентаря присутствовало оружие.

Лежавшему параллельно мужчине на момент смерти было 35–40 лет. Его колени были разведены в стороны, а лодыжки пересекались, это позволяет предположить, что его ноги были связаны в лодыжках. Шея мужчины была сломана, вероятно, в результате повешения. Вместе с ним был закопан сильно изношенный железный нож.

Наличие в женском погребении копья навело исследователей на мысли о высоком статусе женщины. Археологи выдвинули гипотезу, что копьем могло символизировать бога Одина, который часто изображался с копьем Гунгнир. А повешенного мужчину сочли рабом, принесенным в жертву, чтобы служить своей госпоже после смерти.

Теперь же было проведено исследование ДНК из обоих скелетов. И оно показало, что погребенные на самом деле были матерью и сыном. Поэтому версия о рабе вряд ли правдоподобна. Обстоятельства смерти этой пары остаются неясными, тем не менее исследователи отметили интригующую параллель в одной из исландских родовых саг. Если допустить, что в Дании происходила аналогичная история, то получается, что «копье» на самом деле было жезлом колдуньи, которую казнили вместе с сыном.

«Сага о людях с Песчаного Берега» (Eyrbyggja saga, существует русский перевод, выполненный А. В. Циммерлингом) описывает события примерно с 870 по 1031 год и посвящена, в основном, взаимоотношениям нескольких родов, живших на полуострове Снайфедльснес на западе Исландии, включая в разной мере кровавые конфликты. Среди персонажей этой саги были женщина по имени Катла и ее сын Одд.

Сага рассказывает, как сын «видного мужа» Торбьёрна Толстого по имени Гуннлауг из-за своей любознательности часто бывал на хуторе на Чаечном Склоне, где жила Гейррид, у которой он перенимал «тайные знания». Сыном Гейррид был скальд Торарин Черный, жену которого звали Ауд. «На хуторе Холм поодаль от Чаечного Склона жила вдова по имени Катла; это была красивая женщина, но в народе ее не любили. Сына Катлы звали Одд; он был высок и силен, болтлив и любитель пошуметь, склонен к клевете и зловреден».

Катла смеялась над Гуннлаугом, говоря, что он ходит на Чаечный Склон ради любовных отношений с пожилой Гейррид. Тот отвечал, что ходит не за этим и что Катла сама не так молода, чтобы попрекать Гейррид старостью. Когда Гунналауг возвращался поздним вечером домой, Катла неоднократно предлагала ему переночевать в ее доме, но он неизменно отказывался.

Однажды вечером Гуннлауг не вернулся домой. «Ночью, когда Торбьёрн выглянул наружу, он нашел своего сына Гуннлауга лежащим перед дверьми; он был не в себе. Затем его внесли в дом и стащили с него одежду; плечи его были сплошь в крови, а мышцы ног сошли с кости. Всю зиму он пролежал в ранах, и о его болезни было множество пересудов». В «Саге о людях с Песчаного берега» это не упоминается, но другой источник — «Книга о Заселении Земли» — сообщает, что в итоге Гуннлауг умер от болезни. Одд распустил слух, что это Гейррид навела на своего ученика порчу. Весной 980 года Торбьёрн обвинил Гейррид в том, «что она ведьма и ночами рыщет по округе и навлекла беду на Гуннлауга». При разбирательстве дела на тинге в итоге нужное количество свидетелей дали клятву в невиновности Гейррид и она была оправдана.

Осенью того же года у Торбьёрна Толстого пропал табун лошадей. Он «послал Одда сына Катлы на юг к окрестностям Лавовой Пустоши. Там жил человек по имени Гильс Ведун; он был провидец и ведовством мог распутывать кражи и прочие дела». На вопрос, угнали коней иноземцы или соседи, Гильс Ведун ответил: «Скажи Торбьёрну в точности так, как я говорю тебе. Я думаю, что лошади его недалеко отошли от своих пастбищ. А людей назвать здесь по именам трудно. И лучше лишиться имущества, чем вызвать большую беду».

Торбьёрн с подсказки Одда сделал несколько умозаключений и пришел к выводу, что это Торарин и люди с Чаечного Склона украли его лошадей. Торбьёрн собрал своих людей, отправился к Торарину и потребовал, чтобы на его хуторе устроили обыск. Торарин отказался, так как достоверность обвинений не была доказана. Тогда Торбьёрн, чтобы добиться обыска, созвал так называемый «суд у дверей» (dúradómr), на который приглашались шесть судей со стороны обвинителя и столько же со стороны ответчика.

В этот момент подошла Гейррид и сказала: «Вдвойне верно то, что говорят про тебя, Торарин: у тебя нрав бабы, а не мужчины, раз ты готов терпеть любой срам от Торбьёрна Толстого. И я не знаю, откуда у меня такой сын». Разозленный Торарин со своими людьми напал на судей и Торбьёрна. В схватке погибли двое работников Торбьёрна и один из людей Торарина. Одд, сын Катлы, не получил ни одной раны, так как мать дала ему темно-коричневую накидку, которую оружие не брало. Схватка завершилась, когда «Ауд, хозяйка дома, велела женщинам разнять их, и они набросили одежду на их оружие». После этого Торбьёрн и его люди поехали прочь.

На месте битвы нашли отрубленную руку. Когда Торарин убедился, что это рука его жены Ауд, он бросился в погоню за Торбьёрном. В новом сражении Торарин убил Торбьёрна. Сын Тобьёрна Халльстейн получил опасную рану, и многие их люди были убиты, лишь Одд сумел уйти целым и невредимым.

Гейррид объявила, что руку Ауд отрубил Одд. По ее словам, это подтверждала и сама Ауд, а также Одд похвалялся своим поступком перед друзьями. Тогда Торарин со своими людьми нагрянул в дом Катлы. Но та, завидев их приближение, велела сыну спокойно сидеть рядом с ней на скамье и ничего не говорить. Вошедший Торарин увидел сидящую Катлу, которая мотает пряжу с челнока. На вопрос, где сын, Катла ответила, что Одд уехал, а то бы он не стал прятаться. Люди Торарина осмотрели дом, но никого не нашли и отправились домой.

Но по дороге один из них догадался, что Катла сумела отвести им глаза и что прялкой был на самом деле Одд. Торарин вернулся. Тогда Катла стала с Оддом в сенях и начала расчесывать ему волосы. Вошедшие увидели, что «Катла стоит и играет со своим козлом, подравнивает ему бороду и хохол и вычесывает лохмы». Они вновь ушли, но, проехав некоторое расстояние, поняли, что под обликом козла скрывался Одд, и снова повернули к дому Катлы.

На этот раз Катла вывела Одда во двор и велела лечь рядом с кучей золы. Торарин и его люди стали искать Одда в доме и во дворе, но увидели лишь лежащего у кучи золы борова. Им снова пришлось возвращаться с пустыми руками. По дороге их встретила Гейррид и, узнав о случившимся, сказала, что теперь поедет к Катле вместе с мужчинами.

Катла успела спрятать Одда в тайном подполе, куда вел люк, скрытый под скамьей. Когда Гейррид вошла в дом, она сразу накинула Катле на голову мешок из тюленьей шкуры, а мужчины ее связали. После этого Гейррид указала, где скрыт вход в подпол, Одда нашли и тоже связали.

Катлу с Оддом отвезли на Выпасную Скалу, где Одда повесили, а Катлу забили камнями. Перед смертью она прокляла своих убийц и призналась: «Теперь уже нет нужды скрывать, что именно я навлекла болезнь на Гуннлауга сына Торбьёрна, с которой начались все эти беды».

Мать и сын, похороненные в Дании, жили примерно на век раньше героев саги. Да и судьба их совпадает не полностью. Сын действительно был повешен, а вот мать не была забита камнями. Камни положили на нее уже после смерти. Тем не менее, это единственная хоть сколько-нибудь схожая ситуация, известная в той же культуре.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).