будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Византия история религиоведение культурная антропология
Июль 10, 2025
Pro Science

Куда отправиться в паломничество в Византийской империи, выяснят немецкие ученые

Куда отправиться в паломничество в Византийской империи, выяснят немецкие ученые
ps_ephesus_1
Эфес. Источник: Jack G./Flickr.com
 
Интеллектуальный партнер проекта

Археологичесий институт центрального романо-германского музея (RGZM) в Майнце проводит исследование византийского паломничества и его корней под названием «За исцелением души и жизненным счастьем». В поздней античности и средневековье паломничество имело огромное религиозное, политическое и экономическое значение. Паломники, прибывшие в святое место, могли непосредственно встретиться с его историей и вступить в личный контакт с мощами святых. 

Проект ответит на вопросы о том, как менялось и развивалось паломничество, начиная с дохристианских корней этого явления и в различные периоды истории Византийской империи; как местные традиции, связанные с паломничеством, были связаны со столицей империи Константинополем. Используя археологические, естественнонаучные и историко-филологические методики, ученые исследуют храмы и церкви, которые были объектами паломничества. Одна из задач проекта – визуализовать сакральную топографию и сеть святых мест с помощью данных геоинформационных систем.

Одна из задач проекта – визуализовать сакральную топографию и сеть святых мест с помощью данных геоинформационных систем.

Изучение позднеантичных и средневековых монастырей в Египте показало, что некоторые общежительные монастыри (киновии) и лавры были основаны в результате почитания местного святого. Монастырь Дейр Эль-Бахит на восточном берегу Нила в Фивах развился из пустыни отшельника Павла после его смерти. На стенах его пещеры посетители оставляли граффити со своими именами. Объектами исследования станут также другие монастыри Фиваиды, которые посещали паломники, например, монастырь Епифания.

Сирийские обители в Пальмире, Антиохии, Апамее и Дамаске, возможно, также были христианскими центрами паломничества в IV-VII веках. Свидетельств о личных контактах между отшельниками и посетителями мало, и перед учеными стоит вопрос: насколько пустыни являлись местами затворничества, духовного делания и молитвы, а насколько – центрами паломничества на местном, региональном или более глобальном уровне.

Еще одним центром паломничества в поздней античности был храм Артемиды в Эфесе. Он привлекал огромное число паломников со всего Средиземноморья, в особенности во время священных игр и мистерий в честь Артемиды. Кроме литературных источников историки будут анализировать эпиграфический материал, которые насчитывает свыше 5000 надписей из Эфеса. Артемида Эфесская почиталась и в других городах Малой Азии, поэтому особенно интересно проанализировать, как это почитание было связано с ее эфесским святилищем. Учены надеются проследить возможные параллели между культом Артемиды и раннехристианским паломничеством в Эфес, связанным с почитанием святого апостола Иоанна Богослова.

Ученые пытаются найти параллели между культом Артемиды и раннехристианским паломничеством в Эфес, связанным с почитанием Иоанна Богослова.

Паломничество привлекло пристальное внимание специалистов по религиоведению и культурной антропологии и к 1970-м годам их работы развились в особую область науки – исследование паломничества (pilgrimage studies) Важным этапом в развитии этой области стала монография Виктора и Эдит Тёрнер «Image and Pilgrimage in Christian Culture» (1978). Другими важными публикациями стали сборники «Contesting the Sacred: The Anthropology of Christian Pilgrimage» (1991) и «Reframing Pilgrimage: Cultures in Motion» (2004) с работами Джона Иде, Майкла Солноу и Саймона Коулмана и других ученых.

Современные исследователи порой расширяют объект исследования, анализируя не только религиозные паломничества в христианстве, исламе, буддизме, индуизме и т.д., но и, например, поклонения в мавзолеях Ленина, Мао Цзедуна или Ким Ир Сена. Другие ученые, напротив, пытаются классифицировать изучаемые массовые передвижения людей и предлагают отделять от собственно паломничества различные марши как национально-идеологическое действие, мистерии «религиозного театра», а также коммерциализированный «религиозный туризм».

читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).