будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Великобритания археология история
Ноябрь 28, 2015
Pro Science
Руссо Максим

Легенды и правда Гластонбери

Легенды и правда Гластонбери
ps_4069467501_5bd0273d33_b
Руины аббатства Гластонбери. Источник: Chris Elt/Flickr

В Великобритании издана книга Черил Грин (Cheryl Green) и Роберты Гилкрист (Roberta Gilchrist), посвященная итогам нескольких десятилетий археологических исследований аббатства Гластонбери. Безусловно, авторам пришлось упомянуть многочисленные легенды, связанные с этим местом. Хотя ученые и раньше скептически воспринимали предания Гластонбери, а авторы новой монографии вновь говорят об их фантастичности и даже сфабрикованости, парадоксальным образом издание книги дало новый импульс обсуждению этих легенд. На страницах английских изданий вновь пишут об Иосифе Аримафейском и короле Артуре. «Мы, конечно, понимаем, что все это легенды, – говорят авторы таких публикаций, – Но и легенды тоже часть нашей культурной истории».

Поэтому и мы начнем рассказ не с результатов научных исследований, изложенных в книге Грин и Гилкрист, а с легенд. В 1191 году монахи из Гластонбери на местном кладбище обнаружили старинную могилу. В ней на глубине около пяти метров находился гроб, сделанный из выдолбленного дубового ствола, в котором лежали скелет высокого мужчины и женщины, на голове которой сохранились светлые волосы. Рядом с захоронением был найден и свинцовый крест с латинской надписью:

Hic jacet sepultus inclitus rex Arturius in insula Avalonia.

«Здесь лежит погребенный прославленный король Артур на острове Авалон».

 

Крест из «могилы короля Артура» по рисунку 1607 года

Если верить легендам, сестра Артура колдунья Моргана перенесла короля, смертельно раненого в битве на равнине Солсбери, на чудесный остров Авалон, где он покоится до тех пор, пока не придет время его возвращения. «Привязать» Гластонбери к топониму Авалон помог церковный историк Гиральд Камбрийский (около 1146 – около 1223), при жизни которого была сделана находка. Гиральд писал, что аббатство находится на холме, окруженном со всех сторон болотистой местностью, а на самом холме в изобилии росли яблони. Валлийское же название Ynys Afallon означает «яблоневый остров». После последней битвы Артура знатная женщина по имени Моргана, которой принадлежала эта земля, перевезла его в это место. Позднее холм стал называться иначе Ynys Gutrin, то есть «стеклянный холм», что «захватчики саксы» передали как «Гластингеберри».

Подлинность останков Артура и Гвиневеры не вызывала тогда сомнений. В 1278 году, они  были перезахоронены перед главным алтарем аббатства Гластонбери. На торжественной церемонии присутствовал король Эдуард I. С тех пор множество паломников стекалось в аббатство, чтобы увидеть могилу легендарного Артура.

Останки Артура и Гвиневеры покоились там до разорения монастыря в XVI веке, когда король Генрих VIII закрыл монастыри и конфисковал их земли. В то время аббатство подверглось разорению, последний настоятель был повешен, а останки короля Артура и Гвиневеры пропали. Позже пропал и свинцовый крест. В ходе гражданской войны в Англии (1642-1651) пуритане уничтожили его в ходе борьбы с суевериями. Сохранился лишь рисунок, выполненный в 1607 году историком Уильямом Кэмденом.

 

Место, где располагалась гробница Артура и Гвиневеры

Другая легенда связана с Иосифом Аримафейским. Когда святой, якобы, привез в Англию святой Грааль, он побывал в Гластонбери, и там совершил чудо. Воткнутый в землю посох Иосифа расцвел, укоренился и превратился в дерево, которое ежегодно давало цветы зимой, к празднику Рождества. Цветущие ветви этого дерева, которое получило название Glastonbury Thorn, ежегодно доставляли ко двору английских королей. Погибло дерево, как и уже упоминавшийся свинцовый крест, в XVII веке от рук пуритан.

Все эти легенды, как уже говорилось, не вызывали доверия у историков. XII век недаром назвали «золотым веком» средневековых подделок. Чтобы получить свидетельства о жизни в данном месте прославленного святого или же обзавестись его мощами, заинтересованные лица легко шли на фальсификацию. Вызывала интерес и личность короля Артура, хотя святым он вовсе не был.

В XII веке Англия стала заинтересованной в поиске древних корней. До этого римляне, а за ними и франки догадались возводить свое происхождение к троянцам. Теперь этой же версией воспользовались и в Англии. В труде Гальфрида Монмутского «История королей Британии» приводилась родословная властителей острова от троянского царевича Брута (Бритта), правнука Энея, до Артура. Хотя Артур и не был потомком троянцев по прямой линии, он воплощал столь желанную древность.

Была и другая причина. С эпохи англосаксонского завоевания минуло уже несколько веков, но, видимо, у кельтского населения Англии не исчезали мечты об возвращении когда-то кельтских земель. А в Уэльсе английские короли были вынуждены почти постоянно вести войны. Символом возрождения бриттов тоже был Артур, который, как известно, должен был вернуться в свой час. Саксонские короли хотели бы показать, что Артур больше не вернется, поэтому обнаружение его останков им было выгодно. Лояльный к королевской власти Гиральд Камбрийский писал: «Много сказаний рассказано и много легенд придумано о короле Артуре и его загадочной кончине. По глупости своей бритты утверждают, будто бы он еще жив. <…> Сказки были отброшены прочь, а истинные и несомненные факты стали известны, и то, что действительно произошло, можно сделать кристально ясным и отделить от мифов, накопившихся по этому поводу».

Отметим также, что и даже конкретное место погребения Артура, если верить Гиральду, было сообщено не кому-нибудь, а самому королю Генриху I неким старым кельтским бардом (historico cantore Britone audierat antiquo). По другой версии, гроб Артура был найден, когда копали могилу для одного из братьев, который выразил желание быть погребенным именно на этом месте.

Наконец, была и третья причина, которая напрямую касалась аббатства в Гластонбери. На «могилу Артура» монахи не наткнулись случайно, а раскопали ее в ходе целенаправленных поисков, инициированных новым аббатом. В 1184 году большой пожар уничтожил монастырские строения. Восстановительные работы начались, и уже через два года воздвигли капеллу Девы Марии. Но стройка все-таки шла слишком медленно, а монастырь отчаянно нуждался в деньгах. И именно в этот момент силы были брошены на поиски могилы Артура. Удачная находка принесла монастырю богатые вклады и мощный поток паломников. В результате аббатство в Гластонбери стало одним из самых богатых монастырей Англии.

Книга Грин и Гилкрист основана на результатах четырехлетнего проекта по обследованию всех находок, сделанных в Гластонбери археологами в течение XX века. В ходе исследования все датировки были тщательно проверены радиоуглеродным методом, а состав изделий из стекла, керамики и металла уточнен путем химического анализа. Безусловно, не нашлось никаких артефактов, которые можно было бы связать с захоронением Артура.

Более того Грин, Гилкрист и их коллеги обнаружили, что предшественники-археологи, работавшие ранее в Гластонбери, попадали под обаяние связанных с аббатством преданий и ошибочно видели в некоторых находках наследие пусть не лично Артура, но хотя бы кельтских времен. В частности, Рэли Редфорд (Ralegh Radford), проводившие раскопки в 1950-х – 1960-х годах утверждал, что нашел на территории монастыря бриттское христианское кладбища, а также обнаружил следы той самой ямы, откуда монахи в 1191а году извлекли дубовый гроб Артура и Гиневеры. Увы, его выводы тоже не подтвердились. Захоронения, исследованные Редфордом, относятся к XI – XV векам.

Рассматривая архитектурную историю аббатства, ученые выяснили, что и тут строительные работы были подчинены задаче привлечения паломников. После пожара новые монастырские здания возводились в как можно более древнем архитектурном стиле, чтобы усилить впечатление древности аббатства.

Но авторы монографии заняты не только развенчанием легенд. Они, например, обнаружили, что на территории Гластонбери еще примерно в 700 году действовал крупный комплекс по производству изделий из стекла, состоявший из пяти стеклодувных печей. Это самое древнее свидетельство стекольного производства на территории Англии (тут уместно вспомнить слова Гиральда Камбрийского о «стеклянном холме» Ynys Gutrin, хотя у саксонского названия Glestingaburg этимология не вполне ясна, вероятно, она восходит к имени собственному Glast).

 

Фрагменты стекла из Гластобери

«А как же дерево? – спросит читатель. – Цветущее среди зимы дерево – тоже легенда?». А вот дерево действительно было. Правда, нет надежных свидетельств, что оно росло в монастыре с глубокой древности. Первое упоминание о доставленной ко двору короля ветви дерева из Гластонбери относится ко временам правления Якова I, когда епископ Батский и Уэлсский Джеймс Монтегю подарил ветку королеве Анне. Затем действительно дерево цвело зимой, было уничтожено во время войны, затем восстанавливалось из саженцев.

 

Фотография дерева в 1984 году

В 1951 году в Гластонбери было высажено очередное дерево, но погибло в 1991. Из саженца высадили новое дерево, которое в 2001 году стало жертвой вандалов. Неизвестные цепной пилой отпили все его ветви. На следующий год дерево дало новые побеги, но вскоре они погибли. Сейчас в Гластонбери занимаются выращиванием из саженцев новых деревьев, которые должны прийти на смену.

Дерево из Гластонбери принадлежит к виду боярышник однопестичный (Crataegus monogyna), причем оно действительно цветет дважды: в мае – июне и среди зимы. За такую особенность его относят к особой разновидности (Crataegus monogyna 'Biflora'). Зимние цветы менее обильны и не дают плодов. Деревья, выращенные из семян данного экземпляра, не наследуют его уникального свойства. Их можно получить, только размножая дерево саженцами или сделав прививку его черенка на ствол другого дерева.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).