будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Март 9, 2019
Pro Science
Руссо Максим

Лиза одетая и Лиза обнаженная

Лиза одетая и Лиза обнаженная
Mona_Lisa1
«Джоконда» и «Мона Ванна». Источник: Wikimedia Commons

За последние пару лет несколько раз привлекал внимание публики рисунок с изображением обнаженной женщины, хранящийся в музее Конде. Рисунок датируется началом XVI века и происходит из школы Леонардо да Винчи. Но мнения экспертов по поводу того, написан ли он самим Леонардо или его учениками и подражателями, высказываются противоположные. Недавно исследователи нашли новый аргумент в пользу авторства Леонардо, сообщает ArtDaily.com.

На выполненном углем рисунке модель изображена по пояс, она сидит вполоборота к зрителю, развернув голову прямо на него. Согнутая в локте левая рука лежит на подлокотнике, правая опирается на нее сверху. Вся эта поза очень близка к позе «Моны Лизы», близки и пропорции картин: рисунок обнаженной женщины 72,4 на 54 см, «Джоконда» – 76,8 на 53 см. Неудивительно, что рисунок стал известен под названием «Обнаженная Джоконда», также его часто называют «Донна Нуда» или «Мона Ванна» («Тщеславная дама»). Основное отличие – положение головы модели: анфас, а не в три четверти, как у «Джоконды».

 

«Мона Ванна», или «Обнаженная Джоконда»

Уже давно существует предположение, что «Мона Ванна» представляет собой эскиз к картине Леонардо да Винчи, который якобы написал не только одетую Мону Лизу дель Джокондо, но и обнаженную. Тем более, что известно несколько картин с той же дамой, что и на рисунке из музея Конде, написанных ученикам и последователями Леонардо да Винчи. Одна из таких картин, написанная неизвестным автором конца XVI века, находится в Эрмитаже, другая приписываемая Салаи, в Лувре. Существуют варианты, где эта женщина изображена в образе богини Флоры, такова картина Карло Прокаччини, хранящася в Академии Каррара в Бергамо.

 

«Донна Нуда» неизвестного автора (Эрмитаж) и Салаи (Лувр)

 

«Флора» Карло Прокаччини

Свидетельство о несохранившемся портрете работы Леонардо да Винчи видят в записках Антонио Беатиса, служившего секретарем у кардинала Луиджи д’Арагона (1474–1519). Он писал, что 10 октября 1517 года, во время кардиналом посещения замка Кло-Люсе, где Леонардо да Винчи провел последние годы жизни, художник подарил картиналу картину с изображением «некой флорентийской дамы, написанный с натуры по поручению покойного Великолепного Джулиано Медичи» (“uno di certa dona fire[n]tina facta di naturale ad instantia del quo[n]dam Magn Juliano de’ Medici…”). Правда, чаще это описание относят к одетой «Джоконде», но в дальнейшей истории этой картины кардинал Луиджи д’Арагона никак не задействован, следовательно, речь должна идти о каком-то другом портрете флорентийки.

Вторым источником служит опись имущества Салаи, составленная 21 апреля 1525 года через три с небольшим месяца после его смерти. Там упоминается портрет Джоконды. Правда, неясно, кем он был написан, Леонардо или самим Салаи. Нередко считают, что и здесь речь идет о знаменитой одетой «Джоконде». Но этом противоречит найденный в в 1999 году документ, согласно которому «Джоконда» была приобретена королем Франциском I еще в 1518 году, следовательно, она не могла в 1519 году быть передана Салаи по завещанию Леонардо. Опять другой портрет? Почему бы тогда это не могла бы быть обнаженная Мона Лиза, предполагают некоторые исследователи.

О происхождении рисунка из музея Конде известно немного. Его купил в 1862 году за семь тысяч франков Генрих Орлеанский у арт-дилера по фамилии Тибо (Thibaud), тот приобрел рисунок пятнадцатью годами ранее в Риме. В момент приобретения считалось, что это подлинная работа Леонардо да Винчи, послужившая эскизом для той картины, которая находится в Эрмитаже. К концу XIX века и картина из Эрмитажа, и рисунок уже считались работами последователей Леонардо. В 1897 году по завещанию Генриха Орлеанского его богатая художественная коллекция вместе с замком Шантийи досталась Институту Франции, и в замке открылся Музей Конде.

Рисунок неоднократно и внимательно изучался. Отмечено, что на нем имеются исправления, внесенные автором в ходе работы, причем они присутствуют там же, где и у Моны Лизы: на указательном и среднем пальцах правой руки. На рисунке есть следы прокалываний, их могли использовать при копировании контуров предварительного эскиза на доску, на которой потом писали уже картину маслом.

Когда в 2017 году провели радиоуглеродное датирование частиц угля с этого рисунка, оно показало, что рисунок создан между 1485 и 1638 годами. Однако при дальнейшей работе у ученых возникли серьезные сомнения в авторстве Леонардо. Дело в том, что штриховку вокруг головы автор явно выполнял правой рукой.

Но изучение рисунка в Исследовательском и реставрационном центре музеев Франции (Centre de recherche et de restauration des musées de France) продолжилось, и вот теперь куратор музея Матьё Дельдик (Mathieu Deldicque) сообщил, что, по мнению исследователей, есть достаточно большая вероятность, что работу над значительной частью рисунка вел Леонардо да Винчи. Аргумент – тот же, что и раньше, только на этот раз обнаружилось, что на большей части рисунка линии проводились левой рукой. Матье Дельдик также отмечает, что качество рисунка, как при изучении невооруженным глазом, так и под микроскопом, указывает, что он был сделан рукой выдающегося мастера. Правда, Дельдик признает, что окончательного ответа на вопрос об авторстве не удастся получить никогда.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).