будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Лондон археология история театр Уильям Шекспир
Июнь 19, 2025
Pro Science
Руссо Максим

Лондонский театр «Красный лев»

Лондонский театр «Красный лев»
red_loin
Раскопки "Красного льва". Источник: UCL Archaeology South-East

Археологи сообщили, что им удалось обнаружить в ходе раскопок в лондонском округе Уайтчепел остатки театра «Красный лев» — первого здания в Лондоне, построенного специально для театра. Остатки строения были обнаружены еще в 2019 году, но лишь теперь, сопоставив находки и сведения из документов, ученые во главе со Стивеном Уайтом (Stephen White) из Университетского колледжа Лондона убедились, что они правильно идентифицировали здание.

«Красный лев» — одно из популярных в Англии названий пабов. Его использование в этом случае неудивительно, ведь на участке, где был возведен театр, с 1500 года находился фермерский дом, в котором, как говорят исследователи, с 1530-х годов действовало «неофициальное питейное заведение». Но в 1567 году к владельцу участка обратился Джон Брейн (John Brayne), член лондонской гильдии бакалейщиков, и предложил выстроить на этой земле театр. Идея была новой для того времени, ведь хотя театральные труппы в те времена существовали, свои спектакли они давали во внутренних дворах гостиниц, в университетах и в любых других местах, где можно было найти подходящий зал, а постоянных театральных зданий не было.

Джон Брейн не зря выбрал для своего проекта этот участок земли. Он располагался сразу за границей лондонского Сити, где находившиеся у власти пуритане вряд ли разрешили бы строить театр. Ведь они считали театры «оскорблением благочестия», «помехой евангелию» и «школами всех зол и пороков», а тех, кто посещает спектакли, — «худшим видом злых и порочных людей», растрачивающих зря время, которое следует посвятить труду. Поэтому театр был построен за пределами Сити, но близко, чтобы зрители не тратили много времени еще и на то, чтобы до него добраться.

Существовал театр «Красный лев» недолго, сведений о нем немного, и точное место его расположения было неизвестно. Дело еще больше запутывали многочисленные заведения с названиями «Красный лев» или просто «Лев», которые были открыты в округе позже. Установить, что остатки театра наконец-то найдены, помогли материалы судебных архивов — основной источник знаний о «Красном льве».

Для постройки театра Джон Брейн заключил договор с Джоном Рейнольдсом о постройке в саду фермерского дома сцены размерами 40 футов (12 м) на 30 футов (9 м) и высотой 5 футов (1,5 м). Над сценой нужно был сделать галерею на столбах, служившую еще одной сценической площадкой. Сцену следовало оборудовать люками и возвести над ней башенку высотой 30 футов для воздушных трюков. Крыши у театра не было. Выполнить заказ плотники были должны к 8 июля 1567 года. Поскольку Джон Брейн был недоволен качеством и скоростью работ, он неоднократно подавал жалобы в суд Гильдии плотников и в Суд королевской скамьи, и в судебных документах сохранились описания здания. Отдельный процесс шел между Джоном Брейном и кузнецом из Эссекса Эдвардом Стоуэром. Тот был мужем сестры Брейна и обвинял его в том, что он незаконно заложил шесть акров земли, чтобы получить деньги на постройку театра. Когда на участке, современный адрес которого Степни-Уэй, 85, археологи нашли остатки деревянной конструкции размером 40 на 30 футов, они сумели опознать в ней сцену «Красного льва» по судебным бумагам XVI века.

Вероятно, в «Красном льве» ставились пьесы библейского содержания, поскольку актеры тех времен чаще всего играли в традиционных мистериях. Сами пьесы не сохранились, неизвестны и их авторы. До нас дошло только название самой первой поставленной в этом театре пьесы — «История Самсона». Оно тоже сохранилось в судебных документах (Брейн обязуется расплатиться с плотниками после постановки).

С мужем другой своей сестры, Джеймсом Бербеджем, у Джона Брейна отношения были куда лучше, чем с эссекским кузнецом. Бербедж был актером труппы, состоявшей под покровительством знаменитого Роберта Дадли, графа Лестера. А особенно успешно проявил себя как театральный импресарио. Объединившись, Брейн и Бербедж выстроили в Шордиче (опять-таки за пределами Сити, но неподалеку) более крупный стационарный театр, назвав его просто «Театр». Если постановки в «Красном льве» проводились силами гастролирующих актеров, то «Театр» уже имел постоянную труппу[1]. Видимо, с появлением «Театра» деятельность «Красного льва» завершилась.

Археологи установили, что происходило в «Красном льве», когда в нем перестали давать спектакли. Новый владелец нашел применение постройке с оборудованными зрительскими местам, начав устраивать в ней собачьи бои — зрелище, которое в Англии XVI–XVII веков составляло серьезную конкуренцию театру. Археологи раскопали печальное свидетельство этой деятельности: кости десятков собак, некоторые с следами укусов на черепах и костях ног. Зубы многих собак были специально подпилены, как это и сейчас делается организаторами нелегальных собачьих боев. Питейное заведение в «Красном льве» продолжало работать параллельно и с театром, и с площадкой для собачьих боев. Оно существовало до XVIII века. Археологи нашли разбитые чашки и пивные кружки и раскопали два выложенных кирпичом погреба, где хранилось пиво.

Единственными специфически связанными с театром находками стали фрагменты керамических бочонков с зеленой глазурью. В то время такие емкости использовались как своеобразные копилки при сборе денег с входящих зрителей. После спектакля копилку разбивали, чтобы поделить выручку между труппой и владельцами театра. Аналогичные осколки во множестве были найдены в 2010 году при раскопках «Театра» в Шордиче.



[1] Позже в «Театре» будет играть знаменитая труппа «Слуги лорда-камергера», участниками которой были выдающийся актер того времени Ричард Бербедж (сын Джеймса) и Уильям Шекспир. В 1597 году, когда договор с владельцем земли истек, а договориться о его продлении не получилось, «Театр» разобрали, перевезли стройматериалы на другой берег Темзы и построили из них театр «Глобус».

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).