будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
археология история религиоведение Древний Египет
Июнь 18, 2025
Pro Science
Корсун Артем

Львиноголовая богиня, часы-гномон и другие новейшие находки египтологов

Львиноголовая богиня, часы-гномон и другие новейшие находки египтологов
ps_talatat_brooklyn_museum
Талатат. Фрагмент барельефа из коллекции Бруклинского музея

Несмотря на неспокойную политическую обстановку, в Египте этой зимой не прекращалась работа археологов. Продолжили свою деятельность постоянные научные организации: Германский археологический институт в Каире, Общество исследования Египта, Французский институт восточной археологии, Австралийский центр египтологии, раскопки проводил и целый ряд экспедиций. Предлагаем читателям познакомиться с шестью произошедшими за минувшую зиму событиями в египтологии, которые представляются нам наиболее интересными.

Находка в Долине Царей

Найденные археологами Базельского университета в Долине Царей часы-гномон

Во время расчистки входа в гробницу Нехмес-Бастет, раскопанную археологами Базельского университета в Долине Царей, была обнаружена известняковая пластина с нарисованным на ней черной краской полукругом, разделенным на 12 секций по 15 градусов каждая. В центре пластины находится 16-сантиметровая выемка, в которую вставлялся металлический или деревянный стержень. Уникальность находки состоит в том, что это – древнейшие в Египте часы-гномон, предназначенные для измерения времени по отбрасываемой Солнцем тени. Такие часы многократно упоминались в погребальных текстах древнего Египта, часты свидетельства об использовании гномона и в светских текстах, но до сих пор найти такие часы не удавалось. Археологи объясняют редкость находок гномонов в Египте тем, что их функции выполняли обелиски – парные каменные колонны, стоявшие у входов в храмы. Как правило, их устанавливали таким образом, чтобы первый луч Солнца, вышедшего из-за горизонта в день летнего солнцестояния проходил между обелисками и, пройдя по центральной оси храма, падал на статую божества. И хотя погребение «певицы бога Амона» Нехмес-Бастет датируется серединой XIII в. до н.э., вполне вероятно, что сам гномон намного более древний, ведь погребения здесь совершались с начала III тыс. до н.э. Любопытно, что внутри каждой из часовых секций гномона есть несколько точек, свидетельствующих о том, что египтяне делили час на более мелкие отрезки времени.

Тонис – порт доалександрийской эпохи

Египтологи Оксфордского университета продолжают подводные исследования порта Тонис (Thonis), известного под греческим именем Гераклеон. В настоящее время руины этого города, служившего до основания Александрии морскими воротами Египта, находятся под водой. Археологи исследовали 64 египетских корабля VIII-II вв. до н.э., причем многие из них были намерено затоплены. Были собраны коллекции якорей, гирь различных весовых систем, использовавшихся в городе, и уникальная серия культовых статуэток птолемеевского времени, которые в Гераклеоне изготавливали на продажу. А кроме того, было обнаружено как минимум два перспективных для дальнейших исследований поселения в окрестностях Тониса-Гераклеона, которые также служили портами. Как отметил директор Оксфордского центра морской археологии Дамиан Робинсон, загадкой остается то, почему большинство из кораблей было затоплено преднамеренно. Предполагается, что это могли сделать специально, чтобы не впустить в бухту вражеские корабли. Однако возможны и другие версии, скажем, их могли затопить для задержки воды во время разлива Нила или же в ритуальных целях.

Мумии: секреты технологии

Канадские антропологи Эндрю Уэйд и Эндрю Нельсон опубликовали исследование 150 мумий, которое выявило сосуществование в Древнем Египте нескольких кардинально отличных методик мумификации, причем каждая могла существовать в определенном регионе в течение достаточно длительного времени. Отмечаются и значительные отличия между обычаями мумификации в различные эпохи, так, после того как в Первом переходном периоде право на мумификацию получили широкие слои населения, из тела VIP-покойника перестали вынимать сердце, которое стало символом высокого социального статуса умершего.

Кто строил город Эхнатона

План Амарны

В рамках «Амарнского проекта» в этом сезоне было раскопано более 200 могил на Южном кладбище этого города. Здесь хоронили «государственных рабов», занятых на строительстве столицы. Только 20 человек были похоронены в деревянных гробах, которые содержат бессмысленные надписи, указывающие на то, что и резчик, и заказчик были безграмотны, а сами надписи делались лишь в подражание гробам богатых людей. Джером Роуз из университета Арканзаса опубликовал исследование скелетов, погребенных на амарнском кладбище.

Многие из умерших отмечены хроническим недоеданием, чрезмерно тяжёлым физическим трудом и многочисленными травмами. Детские скелеты несут на себе следы цинги и рахита, а на скелетах детей старше 8,5 лет появляются признаки задержки в росте от хронического недоедания. Результаты исследования привели Роуза в замешательство, ведь Амарна была столицей империи Эхнатона, и в ней должно было быть много еды.

Такая картина жизни в Амарне резко контрастирует с росписями богатых амарнских домов, изображающих откромленных волов на скотных дворах и амбары, ломящиеся от зерна и рыбы. Однако противоречие здесь кажущееся, ведь Амарна, в отличие от других городов Египта, была построена на новом, неудачном для земледелия месте, а поставщики продовольствия, по всей видимости, были недовольны религиозными реформами Эхнатона. К тому же ударные темпы строительства приводили к повышенному травматизму. Стандартные каменные блоки «талатат», из которых построены все амарнские здания, весили около 70 килограммов. По принятым в Амарне нормам такой блок должен был переносить один человек. Похожие, но меньшие размеры травматизма, по сообщению археолога Эндрю Чемберлена, были только в Саккарском некрополе Древнего Царства. Это исследование позволяет понять, почему народ Египта постарался вычеркнуть из памяти времена Эхнатона и вернуться к традициям времен его отца.

Религия Солнца и религия Луны

Важную роль в понимании религиозных процессов во время правления XVIII династии сыграло исследование современного швейцарского египтолога Фабьена Хааса Дантеса «Значение Луны как символа божественности во время перехода от амарнского периода к послеамарнскому (на примере гробницы Тутанхамона)», в котором проблема религиозного переворота Эхнатона получает кардинально иное освещение. Дантес отмечает, что параллельно с официальной солярной религией во время XVIII династии (Амон-Ра и Атон) существовала народная лунарная религия, связанная прежде всего с погребальным ритуалом и культом мёртвых.

Проявляется это в двойственности изображений на саркофаге Тутанхамона: наряду с символикой официальной солярной религии (Тутанхамон вернулся к почитанию Амона-Ра), в которой умерший фараон предстает как сын солярного божества, здесь присутствует множество символов, которые представляют народный лунный культ. И хотя исследование Ф.Х. Дантеса касается только символики саркофага Тутанхамона, можно говорить о том, что его значение выходит за рамки исследуемой темы. Сосуществование двух религий – официальной и народной – может быть и причиной популярности солнцепоклоннического переворота Эхнатона в раннеамарнский период и причиной резкого падения культа Атона. Также наличие народной лунной религии подтверждается тем, что у других афразийских народов лунарный культ даже в историческое время преобладал над солярным, и именно с культом Луны были связаны мифологемы воскресения умерших.

Сомхет – покровительница Аменхотепа III 

Ещё одним фактом, позволяющим по-новому взглянуть на религиозную ситуацию времён Эхнатона, стало открытие статуй восседающей на троне львиноголовой богини Сохмет в храме отца Эхнатона Аменхотепа III, расположенном в Комм-аль-Хиттан на западном берегу Нила напротив луксорского храма богини Мут. По мнению археологов, большое количество статуй этой богини, вырезанных из черного гранита, свидетельствует о том, что Сохмет стала личной богиней-покровительницей Аменхотепа III после исцеления фараона от какой-то болезни. И если действительно подобная практика «личных богов» фараона существовала в Египте параллельно с официальным культом Амона-Ра, то это может объяснить избрание Аменхотепом IV (будущим Эхнатоном) в качестве своего личного покровителя бога Атона, в честь которого была построена Амарна.

Корсун Артем
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).