будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
музеи реставрация история искусства
Август 7, 2017
Pro Science
Руссо Максим

«Мальчик в голубом» отправится на реставрацию

«Мальчик в голубом» отправится на реставрацию
ps_BlueBoy2
«Мальчик в голубом» (фрагмент). Источник: Huntington Library. Art Collections. and Botanical Gardens

Во вторник 8 августа зал Хантингтонского музея в Калифорнии покинет знаменитая картина Томаса Гейнсборо «Мальчик в голубом». Полотно впервые подвергнется реставрации.

Специалисты музея намерены до 1 ноября закончить технический анализ картины и определить, какие работы необходимо провести в дальнейшем. Основная часть реставрационных работ должна быть проведена с сентября 2018 по сентябрь 2019 года. Однако все это время «Мальчик в голубом» не будет полностью скрыт от публики, так как реставраторы будут работать прямо в портретной галерее Торнтона – зале музея, где располагается эта картина.

Старший реставратор Хантингтонского музея Кристина О'Коннелл (Christina O’Connell) говорит, что слои лака, которыми картину покрывали неоднократно за последний век, сделали живопись тусклой, а многие детали – незаметными. Она также отмечает, что в ряде участков картины слои краски начали приподниматься, а в некоторых местах нарушилась связь грунта с холстом. Все эти проблемы придется решить в рамках реставрационного проекта Project Blue Boy.

Помимо заботы о сохранении картины участники проекта надеются раздобыть новую информацию об истории ее создания. Для изучения «Мальчика в голубом» будут использовать оптический микроскоп, цифровую рентгеновскую рентгенографию, инфракрасную рефлектографию, ультрафиолетовый и рентгеновский флуоресценцентный анализ. Все это позволит уточнить, какими материалами пользовался Гейнсборо при написании «Мальчика в голубом», и как проводились первые реставрации картины. «Что бы мы хотели лучше понять, так это, какие технические средства использовал Гейнсборо для достижения своих впечатляющих визуальных эффектов? – говорит Мелинда МакКерди, помощник куратора отдела британского искусства. - Он был известен своей живой манерой и блестящим многогранным цветом. Разрабатывал ли специальные пигменты, создавал новые материалы, пионерские новые методы?».

«Мальчик в голубом», Томас Гейнсборо, ок. 1770. Huntington Library, Art Collections, and Botanical Gardens

Возможно, исследование позволит узнать больше и о давнем секрете «Мальчика в голубом». Известно, что Гейнсборо использовал для картины свой старый холст, на котором он ранее начал писать портрет взрослого мужчины. Но об этом первоначальном портрете ученые знают крайне мало.

Гейнсборо написал «Мальчика в голубом» в 1770 году по собственной инициативе. Так как у картины не было заказчика, личность мальчика точно не установлена. Наиболее вероятно, что это Джонатан Баттел, сын процветающего торговца железом и скобяными изделиями и близкий друг художника. Тесные отношения связывали Гейнсборо и Баттела до самой смерти художника в 1788 году, причем Гейнсборо попросил Баттела присутствовать на своих похоронах, куда по его желанию был приглашен лишь узкий круг близких друзей.

В 1919 году картина «Мальчик в голубом» вдохновила немецкого режиссер Фридриха Вильгельма Мурнау в его дебютный фильм (Der Knabe in Blau). В 1921 году картину купил американский железнодорожный магнат Генри Хантингтон, будущий основатель музея. Он заплатил за нее рекордную по тем временам сумму 728 тысяч долларов (около 9 млн. долларов в пересчете на нынешние деньги). Продажа вызвала массовые протесты в британской прессе, но в те годы не существовало закона, который препятствовал бы вывозу из страны художественных ценностей, поэтому «Мальчик в голубом» отправился за океан. Последняя британская выставка, где был представлен шедевр Гейнсборо, прошла в Национальной галерее в Лондоне. Ее посетили 90 тысяч человек. Директор галереи Чарльз Холмс написал на обратной стороне холста прощальные слова: «Au Revoir, C.H». В 1928 году «Мальчик в голубом» был помещен в зале только что открывшегося Хантингтонского музея.

Британский торговец искусством сэр Джозеф Давин, продавший Хантингтону «Мальчика в голубом», получил печальную славу не только как скупщик шедевров у обедневших аристократов (картину Гейнсборо он купил у герцога Вестминстерского), но и как любитель-реставратор, нещадно “исправлявший” полотна, чтобы сделать их более блестящими (в буквальном смысле). Не избежал его вмешательства и «Мальчик в голубом». Давин даже говорил журналистам после покупки картины, что намерен ее «очистить и возродить» перед экспонированием. Возможно, реставраторы сумеют определить следы вмешательств Давина.

Хантингтонский музей создал специальный сайт Project Blue Boy, где можно следить за изучением и реставрацией знаменитой картины.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).