Перед смертью основатель Apple Стив Джобс выразил надежду, что лучшие времена его компании - еще впереди. Джобс верил в свою команду - в частности, в преемника Тима Кука, - и в то, что она сможет и дальше оставаться лидером на глобальном рынке электроники по части инноваций. Но в 2012 году компания выпустила как минимум два продукта, которые крайне сложно назвать лучшими в своем классе на рынке. Это смартфон iPhone 5 и 7,85-дюймовый планшет iPad mini. У первого сравнительно небольшой и отнюдь не самый прогрессивный 4-дюмовый дисплей, фактически уже устаревшая операционная система, дизайн которой не менялся пять лет, и отсутствие каких бы то ни было революционных идей. Более того, Apple обвинили в комформизме: компания увидела, что рынок ждет аппаратов с большей диагональю экрана и "подстроилась" под конкурентов, говорит эксперт MForum Analytics Алексей Бойко. При этом он добавляет, что высокая цена iPad mini не оправдана: переплачивать пользователю, по сути, не за что.
Что до планшета, то здесь также отчетливо видно, что компания из Купертино лишь догоняет конкурентов: когда-то в ней хорохорились, что никогда не будут создавать уменьшенные планшеты, а теперь выпустили-таки один из них. Причем, далеко не самый лучший и бескомпромиссный на рынке. При цене, в полтора-два раза большей, чем у основных конкурентов (Amazon и Google), iPad mini не может похвастаться ни революционным дизайном, ни уникальными "фишками", ни даже выдающимися техническими характеристиками.
Конечно, все эти нюансы отражаются и на рыночном положении дел. Так, аналитики из компании IDC подсчитали, что по итогам третьего квартала 2012 года доля iPad на рынке планшетных компьютеров упала на 10 процентных пунктов до 50,4%, хотя еще год назад составляла примерно 75%. Доля планшетов Samsung на платформе Google Android при этом выросла в три раза и составила 18,4%. На долю Amazon приходится 9% рынка, на долю Asus - 8,6%.
На рынке смартфонов тоже есть серьезные изменения. Если верить Strategy Analitycs, в период с июля по сентябрь, то есть в третьем квартале 2012 года, iPhone утратил статус самого продаваемого смартфона в мире. За этот период Apple сумела продать 16,2 млн. iPhone 4S, в то время как Samsung Galaxy SIII разошелся тиражом в 18 млн. штук. И тут, конечно, корейская компания играет отнюдь не на демпинге. Преимущество ее "галактического" смартфона - в большем экране и расширенной функциональности. Алексей Бойко считает такую ситуацию предсказуемой: “В момент появления iPhone был вау-эффект, был прорыв в UI (пользовательском интерфейсе), в целом в UX (пользовательском опыте), до какой-то степени технологический прорыв, пользователи узнали на практике значение термина "экосистема устройства" и оценили преимущества того, что она есть.
Теперь никакой революционной новизны в изделиях Apple нет, это просто один из многих смартфонов. Причем, в какой-то степени, он уже консервативен, например, по форм-фактору, а также потерял признаки элитарности, несмотря на по-прежнему высокую маржинальность”.
В IDC рассказывают, что в целом в сегменте мобильных гаджетов Android уже занимает 75% рынка. Всего за год платформа стала популярнее на 91,5%. Доля Apple сократилась до 14,9%. Вот такая арифметика.
Анна Зайцева, аналитик УК “Финам Менеджмент”, полагает, что “основным фактором некоторого снижения популярности и, возможно, ослабления позиций корпорации на некоторых рынках выступает, прежде всего, значительный рост конкуренции в сегменте смартфонов”. “Кроме того, последний релиз Apple незначительно отличался от старших устройств - и кардинальных прорывов не предполагал, что также неблагоприятно влияет на уровень популярности – рынок определенно ждет новых решений от компании”.
В Strategy Analytics рассказывают также, что впервые за время дебюта iPhone в 2007 году лояльность пользователей к девайсу стала падать. Согласно опросу, проведенному аналитиками, доля владельцев iPhone в Западной Европе, которые собираются заменить свой нынешний смартфон на iPhone нового поколения, сократилась до 75% по сравнению с 88% в прошлом году. В США показатель лояльности упал с 93% до 88%. Директор по исследованиям SA Пол Браун говорит, что причина падения лояльности пользователей - в том, что iPhone 5, по сути, лишен каких-либо инноваций в сравнении с предыдущими моделями.
В то же время эксперты отмечают быстро растущий прогресс ОС Android. Обозреватель влиятельного техноблога The Verge Джошуа Топольски считает, что Android 4.2 - самая "умная", продвинутая, гибкая, функциональная и приятная операционная система для смартфонов из всех существующих.
Почему всего два устройства - iPhone и iPad - имеют такое огромное значение для Apple? Да потому, что сейчас планшеты и смартфоны формируют до 80% общего дохода компании. И в будущем значение этих устройств будет только расти: рынок мобильных гаджетов переживает бурный рост, а вот рынок ПК уже несколько лет стагнирует. Посмотрите на данные аналитиков из Gartner. Они утверждают, чтов 2012 году 70% от общего количества проданных в мире устройств (821 млн. штук) были либо смартфонами, либо планшетами. В 2013 году, прогнозируют они, в мире будет продано 1,2 млрд. смартфонов, а продажи ПК при этом вырастут всего на 1-2%.
Многих беспокоят также кадровые перестановки в Apple, которую в последнее время покинуло множество ключевых сотрудников. Главный исполнительный директор компании Тим Кук, очевидно, не может работать со многими ключевыми ее работниками. За последнее время Apple покинули руководитель команды разработчиков iOS Скотт Форсталл, вице-президент по розничным продажам Джон Броуэтт, вице-президент по разработкам и сервисам компании Эдди Кью и еще ряд ключевых менеджеров.
На фронтах патентной войны, которую Apple затеяла едва ли не со всеми производителями электроники, тоже наметились первые провалы. Так, патентные тролли из компании VirnetX отсудили у компании из Купертино $368 млн. за нарушение патентов, связанных с технологией VPN (виртуальная частная сеть). С HTC "яблочникам" пришлось заключить патентное соглашение.
Рынок, конечно, не может этого всего не замечать. За последние полтора месяца акции Apple потеряли в цене около 20% своей максимальной стоимости. 21 сентября за акции компании давали по $705 за штуку, а сейчас они стоят порядка $558. Капитализация корпорации за этот период сократилась на $138 млрд. Нынешнее падение акций Apple — самое значительное со времен обвала фондовых рынков в конце 2008 года.
На рынке есть опасения, что поставщики гаджетов Apple не смогут удовлетворить спрос на все ее устройства. Председатель совета директоров тайваньской Hon Hai Precision Industry (ТМ Foxconn, главный производитель iPhone) Терри Гоу недавно заявил, что компании с трудом удается выполнять все требования заказчика к качеству iPhone 5 и производить их в тех количествах, которые заказываются. "Выполнять заказ на iPhone 5 очень непросто. Мы едва успеваем удовлетворять этот огромный спрос", - заявил он в интервью Reuters. При этом производители держат в тайне информацию о том, справляется Hon Hai с производством сама, или перепоручила часть заказов своим партнерам.
Аналитики Barclays ждут также, что подобные проблемы возникнут и с поставками iPad mini. Уолтер Пикик, аналитик BTIG Research, называет еще одну проблему: неизбежный рост расходов на производство приведет к падению прибыльности компании.
Аналитики из Gartner полагают, что к началу 2013 года мобильные телефоны станут самыми популярными устройствами для выхода в интернет, обойдя с этой точки зрения компьютеры, а к 2015 году более 80% продаваемых сотовых телефонов будут смартфонами. И сегодня очевидно, что Apple на этом рынке далеко не монополист и, может быть, даже не самый главный игрок. Впрочем, "я бы не спешил хоронить или жалеть Apple. Продукты компании теряют налет элитарности, но, возможно, это будет компенсировано ростом числа потребителей”, - подчеркивает, с другой стороны, Алексей Бойко.
В заключение - комментарий Антона Носика, поделившегося с Pro Science своими мыслями о будущем Apple:
"В 2007 году iPhone был, по сути дела, единственным смартфоном в своем сегменте рынка. У него не было ни конкурентов, ни аналогов. Поэтому пользователям просто не из чего было выбирать. Первая сколько-нибудь серьезная заявка на конкуренцию называлась Samsung Galaxy S2, вышла на рынок в 2010 году, и еще год-полтора ушло на завоевание Samsung'ом репутации инноватора (до тех пор на рынке принято было считать, что корейцы умеют только клонировать западные наработки). Но с тех пор, как Samsung сумел доказать свою состоятельность, iPhone был вынужден поделиться пользователями с соперником.
Помните хвастливый парадокс Форда? "Автомобиль может быть любого цвета при условии, что этот цвет - черный". Стив Джобс в свое время рассуждал с такой же надменностью: телефон может иметь диагональ только 3,5", поскольку это оптимальный размер для человеческой руки. А планшет может иметь диагональ только 9,8", потому что так решил я, Стив Джобс. До тех пор, покуда у продукции Apple на двух этих рынках не было аналогов, эта мантра казалась незыблемой. Но Samsung пошел другим путем, сразу выпустив на платформе Android устройства в бесчисленном множестве форм-факторов. В частности, планшеты трех разных диагоналей (от 7" до 10.1") и телефоны с экранами от 3,5" до 5,4". Рынок поддержал эту стратегию. Диверсификация оказалась выигрышной, поэтому Apple последовал примеру успешного конкурента. Планшет mini не призван вытеснить с рынка iPad 3, он просто расширяет продуктовую линейку.
Никто не сказал, что продукт в линейке может быть только один. Каждый успешный производитель стремится к диверсификации, чтобы подстроиться под разные вкусы и разный потребительский спрос. Возьмем самый массовый продукт в истории Apple, который называется - iPod. Помните, сколько там разновидностей? Shuffle, Classic, nano, Touch - это все названия не моделей, а линеек, в каждой из которых есть по несколько поколений, и в каждом поколении - несколько модификаций. Не вижу в этом никакой проблемы.
Нынешней Apple не хватает безоговорочной веры потребителя во всеведение и всемогущество главы компании. Но Джобса, увы, не вернуть. Зато есть весьма успешная корпорация, одна из самых дорогих в США, заработавшая в IV квартале 2012 финансового года 36 млрд. долларов выручки, в том числе 8,2 млрд. чистой прибыли (для сравнения: годом ранее показатели аналогичного периода составляли 28,7 млрд. выручки и 6,62 млрд. прибыли). В нынешнем квартале (он у них считается первым в 2013 году) компания собирается заработать 52 млрд.
Ее бизнес очень широко диверсифицирован: Apple зарабатывает на портативных компьютерах, настольных компьютерах, мобильных телефонах, MP3-плеерах, программном обеспечении, продаже книг, музыки и фильмов, постоянно развивает свою глобальную розничную сеть. При этом на всех направлениях, по которым Apple работает, она является лидером (пусть и не везде единоличным) и показывает уверенный рост доходов. В конце концов, ее бизнес состоит не в том, чтобы нас удивлять, а в том, чтобы приносить прибыль своим акционерам, и с этим Кук справляется вполне успешно".