будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
археология история
Май 16, 2025
Pro Science
Корсун Артем

Мегалитические храмы Мальты: новые гипотезы

Мегалитические храмы Мальты: новые гипотезы
ps_ggantija_temple_lomacar
Часть храмового комплекса Джгантия на Мальте. Источник: Lomacar/Flickr.com

Несмотря на то, что все мегалитические храмы Мальты давно раскопаны, а в интернете есть довольно много научных публикаций, им посвященных, их место в культуре доисторической Европы не определено окончательно. В течение нескольких последних лет историки и археологи выдвинули несколько оригинальных гипотез о происхождении мальтийских мегалитов.

Карта Мальты с наиболее известными храмами

Строительство храмов на Мальте началось намного раньше, чем в континентальной Европе (древнейший из известных – Cairn de Barnenez, Финистер, Франция, 4500 г. до н.э.), а, значит, мальтийские мегалиты во многом являются прототипами для памятников других регионов. Очевидным является и тот факт, что культуры доисторической Мальты во многом связаны с Сицилией, поэтому археологи предполагают, что Мальта была культовым центром народов сицилийского неолита-палеометалла. Историки определили, что мегалитические храмы Мальты, подобно другим мегалитам Западной и Южной Европы служили археоастрономическими визирами, отсекавшими пучок света при восходе Солнца в дни солнцестояний, а также в дни равноденствий, что достаточно редко встречается на мегалитическом ареале.

На Мальте отсутствуют бесспорные доказательства того, что остров был обитаем в верхнем палеолите и мезолите. Неолит появляется здесь, как говорят археологи, «готовым пакетом», то есть без предварительных фаз и включает в себя основные достижения цивилизации этого времени: керамику, земледелие и скотоводство. Ранний (дохрамовый) неолит Мальты представлен пещерой Гхар-Далам, в которой древнейшие свидетельства неолита датируются 5400 г. до н.э.

Традиционно, появление производящего хозяйства на острове историки связывали с ближневосточными влияниями. Вместе с тем за некоторыми исключениями (например, Шанидар) пещеры на Ближнем Востоке не служили жилищами или местами долговременных стоянок. К тому же археологический инвентарь пещеры можно охарактеризовать как скотоводческий с чертами, присущими так называемому «Африканскому скотоводческому комплексу» и известными в археологии как «хартумский неолит» или «сахаро-суданский комплекс». Этот комплекс возникает в Сахаре более 10 тыс. лет назад и представляет отличную от ближневосточного неолита культурную традицию.

Приблизительное время появления керамики импрессо в различных регионах Средиземноморья

Керамика периода Гхар-Далам характеризуется как локальный вариант керамики импрессо (кардиум). Этот тип керамики, получивший своё название от того, что на посуду, наносился штампованный орнамент (как правило – при помощи раковин Cardium), широко распространён на островах и побережьях Западного Средиземноморья, а также на атлантическом побережье Пиренейского полуострова. Считается, что такая керамическая традиция возникла в Гебале (Библе) в IX тыс. до н.э., откуда мигрировала в Македонию (Пре-Сескло), а оттуда распространилась в Западном Средиземноморье и в Адриатике (культуры Данило и Хвар).

Однако гебальская керамика исчезла также внезапно как и появилась, не оставив после себя значительного продолжения, между ею и западно-средиземноморским импрессо существует значительный хронологический разрыв. Напротив древнейшее импрессо появляется в Сахаре в IX-VIII тыс. до н.э. независимо от гебальского. Более того, культуры импрессо обладали значительным мореходным потенциалом, неизвестным у культур Ближнего Востока, что позволяет объяснить возникновение импрессо в различных регионах импортом. Согласно исследованию украинского археолога Дмитрия Гаскевича, носители этой культуры в VI тыс. до н.э. заселили не только указанные области, но и оказали значительное влияние на формирование Буго-Днестровской культуры.

После фазы Гхар-Далам (5200-4500 гг. до н.э., аналог сицилийской культуры Стентинелло) наступает фаза Скорба (4500-4100 гг. до н.э.), в которой в зависимости от преобладающего типа керамики, выделяют «серую» (на Сицилии – Серра-д’Альто) и «красную» (Диана). Поскольку изменения в этой фазе значительны, в современной науке основная дискуссия касается двух основных аспектов: соотношения автохтонного и пришлого (в частности – появление храмов и культовых статуэток) и направления влияния. Так, женские статуэтки из глины и терракоты относят в ориентальным влияниям, а иные по технике исполнения каменные статуэтки – к иберийскому, причем особое распространение эти иберийские идолы получат в бронзовом веке на Кикладах. Поселение Скорба возникает ок. 4850 г. до н.э., т.е. в середине фазы Гхар-Далам, тогда как возникновение храма близ поселения считается временем начала «серой Скорбы». В силу этого, ряд исследователей склонны удлинять время строительства храма до 5000 г. до н.э.

Модель храма Мнайдра

Период позднего неолита (4100-2500 гг. до н.э.) отмечен расцветом храмового строительства, в это время было возведено большинство мегалитических храмов, таких как Зеббудж, Шамшия, Мджарр, Джгантия, Мнайдра, Та Хаджрат, Хаджар-Ким, Хал Сафлиени и Таршиен. В это время происходит постепенная утрата связей между островами Западного Средиземноморья и возрастают влияния континентальных культур, прежде всего европейских. В основе дискуссии о позднем неолите остается проблема инокультурных влияний и связанный с ней вопрос о причинах упадка храмовой культуры Мальты.

Смена храмовых периодов не приводила к уничтожению или запустению прежних храмов, местное население продолжало использовать их для погребений, что указывает на значительную преемственность. В числе влияний большое внимание уделяется иберийским (культура лос Мильярес) и критским элементам. Свидетельством проникновения на Мальту критского населения могут служить сохранившиеся в античных источниках упоминания о завоеваниях Миноса на западе. Из заслуживающих внимания гипотез о причинах упадка мегалитических храмов Мальты следует выделить такие: аридизация климата, гражданская война, иностранное влияние, истощение земли или других природных ресурсов Мальты и/или Сицилии.

Встречающиеся после 3000 г. до н.э. одиночные случаи кремации, которые могут указывать на проникновение индоевропейцев, ведь кремация часто служит одним из довольно достоверных индикаторов их появления в Европе. Урновые кремации в цистах и дольменах, характерные для следующей фазы – некрополя Таршиена – указывают на проникновение на Мальту синтетической культуры Кастелуччо, содержащей как мегалитические (цисты, дольмены), так и индоевропейские (кремация) и балкано-дунайские (урны) элементы. В течении бронзового – раннего железного века Мальта пережила несколько волн миграции, в результате которых была утрачена преемственность с мегалитическими народами. Вполне вероятно, что именно с этими миграциями были установлены контакты со всем Средиземноморьем, в частности с Египтом.

Мы уже говорили о том, что у древних греков было несколько царств мёртвых, одно из них – Елисейские поля, во многом аналогичное египетским полям Иалу, располагалось на острове к западу от Греции. Мегалитические погребальные комплексы Мальты могли быть прототипами Елисейских полей, тем более, что их описания, например в Одиссее (IV: 563-568) довольно близки к нашим представлениям о Мальте мегалитического времени:

Ты за пределы земли, на поля Елисейские будешь

Послан богами – туда, где живет Радамант златовласый

(Где пробегают светло беспечальные дни человека,

Где ни метелей, ни ливней, ни хладов зимы не бывает;

Где сладкошумно летающий веет зефир, Океаном

С легкой прохладой туда посылаемый людям блаженным).

Ферейские фрески

К тому же, как доказал на тихоокеанском материале этнолог Бронислав Малиновски, направление в Царство Мёртвых является указанием на прародину, туда, откуда мигранты пришли в местность их нынешнего обитания. Учитывая иберийское происхождение кикладских идолов и микенских толосов, а также «брачную экспедицию» в западную страну, изображённую на Ферейских фресках, можно утверждать, что мегалитический элемент в греческой культуре был весьма значительным.

Корсун Артем
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).