будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
МФТИ исследования математика наука социальные сети
Июнь 19, 2025
Pro Science

Модель формирования мнений в соцсетях

Модель формирования мнений в соцсетях
ps_structure-play-red-color-community-colorful-818691-pxhere.com

Ученый Московского физико-технического института и Института проблем управления РАН разработал оптимальную модель формирования мнений, которая позволяет оценить вероятность изменения мнения пользователей в ответ на получаемую из социальных сетей информацию. Понимание процессов динамики мнений важно во многих областях, включая политику, бизнес и маркетинг. О работе сообщила пресс-служба МФТИ.

Социальные сети радикально изменили традиционные каналы передачи информации. Теперь каждый из нас может создать свою собственную информационную среду, выбирая, кого читать и к какому мнению прислушиваться. В результате именно социальные сети стали платформой для процессов социального влияния. Они не только предоставляют пространство для общения, но и влияют на то, с кем и как мы общаемся, и делают это достаточно предвзято. Причина кроется в алгоритмах ранжирования, именно с их помощью организуется информационное пространство вокруг пользователей, рекомендуется контент и потенциальные друзья.  В итоге не мы, а системы выходят на главную роль, определяя наше окружение и подсказывая, какой информации следует отдать приоритет. Более того, благодаря этой оптимизации возможно изолировать пользователей от неудобной информации, заманив в «информационные пузыри», создать поляризацию мнений с помощью манипуляций и фейковых новостей. Алгоритмы ранжирования существенно влияют на процессы динамики мнений, поскольку они контролируют потоки информации между людьми. Таким образом, социальные сети становятся локомотивом для рекламного и политического продвижения, но также служат площадкой для социальных исследований. 

Относительно недавно ученые стали совмещать идеи алгоритмов персонализации с моделями формирования мнений, что позволило выявить динамику мнений пользователей и информацию о социальных связях между людьми в больших масштабах с помощью методов машинного обучения. Современные методологии позволяют не только определить структуры связей, но и их вес, позволяют сделать прогнозы. Однако интеграция самой информации довольно затруднена, поскольку нет общепринятых стандартов моделей и для каждой задачи может потребоваться определенный формат данных, что весьма ограничивает область их применения.

Для решения этой проблемы Иван Козицин, старший научный сотрудник Института проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН и доцент кафедры высшей математики МФТИ, разработал достаточно общую и минимальную агентную модель формирования мнения. С одной стороны, гибкую, способную упростить и обобщить широкий спектр предположений и моделей влияния, а с другой — легко калибруемую на эмпирических данных, к которым она предъявляет относительно небольшое количество требований.

«В идеале нам необходимо отследить, насколько сильно меняется мнение конкретного пользователя в зависимости от его окружения в социальной сети, построить прогноз развития событий. При этом сама модель должна быть максимально универсальной и подходить для анализа данных под разные запросы, чего до сих пор нет. Несмотря, на то что уже накопилось огромное количество информации и моделей, сами модели используют различные математические аппараты и подходы к формализации», — рассказал о проекте Иван Козицин.

Изучив применяемые варианты, ученый предложил использовать табличный подход: все возможные изменения мнений описываются вероятностями, которые группируются в специальную таблицу. Заранее подбирается азбука мнений, описывающая их возможные значения, наиболее подходящие для изучаемого эмпирического контекста. Агенты меняют взгляды, тем самым перемещаясь между различными ячейками азбуки мнений.

«Таким образом, мы описываем вероятность изменения мнения как функцию характеристик взаимодействующих агентов. В самом простом случае у нас есть три аргумента. Первый — текущее мнение агента, на которое оказывается влияние, второй — мнение того, кто оказывает влияние, и третий аргумент — в какую из возможных ячеек азбуки попадет агент в следующей момент времени», — добавляет Иван Козицин.

Рассмотрим ситуацию, когда азбука мнений состоит из четырех элементов (A, B, C, D), а текущее мнение агента — B, и мнение источника, которое оказывает на него влияние, — D. Потенциально возможны четыре исхода: B → A, B → B, B → C, B → D. Для каждого из них прописывается своя вероятность, в сумме они дают единицу. Интуитивно кажется, что возможны только два исхода: B → B (первый агент остался при своем мнении) и B → D (второй агент убедил первого в своей правоте). На практике всё намного сложнее, и заранее нельзя исключать ни одну из альтернатив. Таким образом, создается своеобразная карта хождений по ячейкам азбуки мнений, которая формализуется в рамках вероятностей переходов между элементами. Эти вероятности записываются в трехмерную таблицу (таблица переходов), именно поэтому данный подход называется табличным. Такой метод описания процессов социального влияния чрезвычайно адаптивен, поскольку соответствующей настройкой элементов таблицы переходов позволяет смоделировать практически любой из известных в литературе механизмов социального влияния. А имея под рукой таблицу переходов и текущее состояние общественного мнения, можно смоделировать его дальнейшее развитие, используя аппарат теоретической физики и теории дифференциальных уравнений.

«Эмпирические исследования в данной области зачастую конфликтуют друг с другом, что может свидетельствовать о том, что не существует какой-то одной модели, исчерпывающе описывающей динамику мнений людей, — каждая модель должна подбираться ситуативно, в зависимости от контекста. Предлагаемый мной табличный подход является возможным решением данной проблемы. Его можно расширить, учтя и другие аспекты социального влияния. К примеру, индивиды, обладающие схожими характеристиками (цвет кожи, религия, возраст), более склонны доверять друг другу. В результате модель становится более точной», — заключает Иван Козицин.

Исследование поддержано грантом Российского научного фонда. Результаты работы опубликованы в журналах Scientific Reports и Advances in Systems Science and Applications.

читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).