будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Византия Греция Турция античность археология история
Июнь 21, 2015
Pro Science
Руссо Максим

На стенах древней Афродисиады

На стенах древней Афродисиады
Aphrodisias_temple
Руины храма Афродиты в Афродисиаде. Источник: Wikimedia Commons

Несколько сотен античных граффити обнаружены в последнее время на стенах города Афродисиада на территории современной Турции. Обзор находок недавно представил профессор Института передовых исследований в Принстоне Ангелос Ханиотис в лекции, прочитанной в Королевском музее Онтарио в Торонто. По словам Ханиотиса, теперь количество граффити из Афродисиады превосходит число известных образцов из всех других городов Римского Востока.

Афродисиада (Ἀφροδισιάς) была сравнительно небольшим городом в Карии, исторической области  юго-западном побережье Малой Азии. Сейчас руины Афродисиады находятся возле современной деревни Гейре, в 100 километрах от побережья Эгейского моря и в 230 километрах к юго-востоку от Измира. В древности город был известен также под названиями Ниноэ (Νινόη) и Город Лелегов (Λελέγων πόλις) – по одному из догреческих народов, живших на анатолийском побережье. Со временем Афродисиада вошла в состав Римской империи, где во время гражданских войн ее жители поддержали победителя – будущего императора Октавиана, за что их город получили привилегии. Описание жизни города можно встретить в романе «Херей и Каллироя» его самого знаменитого уроженца – писателя Харитона Афродисийского.

Прославили город две вещи: мрамор и культ богини Афродиты. Местный мрамор был белым или серо-голубым, он на протяжении эллинистического, римского и византийского периодов истории города активно добывался в окрестных карьерах. Наличие мрамора вызвало расцвет искусства скульптуры. Произведения скульпторов Афродисиады не только украшали их родной город, но развозили по самым далеким пределам Римской империи. Они были найдены даже в далеком городе Пакс Юлия в Лузитании (современный португальский город Бежа). Одна из известных скульптур – статуя кулачного бойца («Боец из Сорренто»), которую изваял скульптор Коблан из Афродисиады, ныне находится в Национальном археологическом музее в Неаполе.

Тетрапилон. Главный вход на территорию святилища Афродиты

Центром города был храм Афродиты. Изначально местный культ относился к локальному женскому божеству, которое позднее греки отождествили с Афродитой. Судя по статуям богини она была близка к той богине, которую почитали в Эфесе под именем Артемиды. Подобно Артемиде Эфесской Афродита Афродисийская облачена в толстую, скрывающую формы тунику, делающую стоящее тело похожим на колонну. Богиня стоит прямо, ее руки протянуты вперед. На тунике в четыре ряда помещаются рельефные изображения. Там мы видим постоянных спутниц богини – трех харит, в ставших классическими позах, которые много веков спустя увековечил Рафаэль на картине «Три грации». Также там изображена супружеская пара, которую современные исследователи считают Геей и Ураном. Ниже вырезаны Гелиос и Селена, разделенные колонной, морская богиня на чудовище, группа эротов. Под туникой надет доходящий до земли хитон. Афродита носила корону, венок из мирта, ожерелье на шее.

 

Статуя Афродиты из Афродисиады

Большинство надписей и рисунков, обнаруженных археологами на камнях Афродисиады, были сделаны между 350 и 500 годами. Порой случалось, что камень с граффити после разрушения постройки использовался для возведения другой. Среди граффити Ангелос Ханиотис выделил три обширные группы, связанные с гладиаторскими боями, гонками колесниц и конкуренцией разных религий.

Гладиаторские бои появились в Афродисиаде в римскую эпоху. Горожане изображали на сценах эпизоды боев, увиденных ими на арене. Чаще всего на картинках сражаются гладиаторы-ретиарии, вооруженные трезубцем и сетью, с гладиаторами-секуторами, носящими щит и меч.

 

Изображение сражающихся гладиаторов

Не было чуждо жителям Афродисиады и другой популярное античное зрелище – гонки колесниц. В городе был стадион длиной около 270 и шириной 60 метров с 30 рядами сидений, на которых умещалось до 30 тысяч зрителей. В городе имелось три постоянных команды колесничих, которые соперничали друг с другом. Назывались они по античной традиции цветами: красные, зеленые и синие. У каждой команды был многочисленный фан-клуб. Болельщики любили собираться в районе рынка на юге города, где находились общественный парк и портики. Возможно, там находились и особые здания, принадлежавшие болельщицким объединениям. На память о страстях, разгоравшихся вокруг гонок, остались многочисленные надписи: «Победа красным», «Плохие годы для зеленых», «Удача синих преобладает» и так далее.

 

Стадион в Афродисиаде

В городе было три основных религиозных группы: приверженцы многобожия и идей греческой философии, христиане и иудеи. На статуях осталось немало официальных посвящений греческим богам. Христиане изображали, где могли, символ креста и аббревиатуру из букв хи, мю и гамма, означавших фразу «Христос Марией рожден». Иногда эти три буквы писали прямо на статуях должностных лиц, поддерживавших политеизм. Язычники в ответ рисовали свой символ – двойную секиру. Она считалась атрибутом Зевса Карийского и изображалась также на городских монетах.

 

Надпись ХМГ на голове статуи

Еврейская община Афродисиады, как и в других городах Малой Азии, была довольно многочисленна. В заброшенном к IV веку храмовом комплексе, известном под названием Себастейон, еврейские торговцы оборудовали склады. Сохранилось множество надписей, где перечислялись приношения, сделанные людьми, которых называли θεοσεβής «боящиеся бога». Сопоставляя их с надписями из синагоги в Сардах и упоминаниями этого термина в Новом завете (например, глава 13 Деяний апостолов), ученые довольно давно пришли к выводу, что речь идет об иноверцах, разделявших иудейскую веру. В определенной период Римской империи иудаизм стал довольно популярен, и многие греки и римляне начинали почитать иудейского бога, следовать обрядам, делать пожертвования, но не делали при этом последнего шага – формального принятия иудаизма с совершением обрезания. Таким человеком был, например, центурион Корнилий, с которым встречался апостол Петр. Их и называли «боящимися бога». Видимо, таких людей было немало и в Афродисиаде.

Также Ангелос Ханиотис упомянул вырезанное на камне изображение ханукального светильника, возможно, самое древнее известное нам.

 

Ханукальный светильник из Афродисиады

Часть рисунков, возможно, была связана с магическими практиками. К ним относится, например, изображение головы человека с обвившейся вокруг нее змеей. Были в Афродисиаде и настенные рисунки на популярную в течение веков тему: на одной из плит, встроенных в стену, можно увидеть большое количество вырезанных фаллосов разных размеров.

 

Голова человека со змеей

Число граффити начинает снижать в период императора Юстиниана (с 527 года). Юстиниан также запретил политеистические и иудейские культы, а сам город вместо названия Афродисиада получил имя Ставруполис (Σταυρούπολις «Город Креста»). В VII веке город был сильно разрушен землетрясением, после которого пришел в упадок.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).