будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Октябрь 9, 2016
Pro Science
Руссо Максим

Народники: жизнь после тюрьмы и ссылки

Народники: жизнь после тюрьмы и ссылки
CG6A4667_cPt1rHd
Татьяна Сабурова. Источник: Полит.ру/Наташа Четверикова

В рамках цикла «Публичные лекции "Полит.ру"» в этот четверг лекцию на тему  «"Другая" жизнь народников в России: как революционеры становились фотографами, журналистами и страховыми агентами» прочитала историк Татьяна Сабурова.

Татьяна Сабурова – профессор Омского государственного педагогического университета, приглашенный профессор в Индианском университете, главный научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований НИУ ВШЭ. Недавно она совместно с американским историком Беном Эклофом выпустила книгу «Дружба, семья, революция: Николай Чарушин и поколение народников 1870-х годов».

Представители движения народников оставили после себя немало воспоминаний. Но в памяти потомков они хотели остаться определенным образом: как настоящие революционеры (в собственном понимании идеала революционера). И в мемуарах народников они вольно или невольно создают этот образ. Поэтому книги их воспоминаний преимущественно посвящены определенному периоду их жизни. В их судьбах, в пору их молодости, много общего. Это молодые люди, попавшие в университет. Они не желают мириться с несправедливым социальным устройством империи, хотят улучшить жизнь крестьянства, составляющего большинство населения страны. Выход они видят в революции, начинают пропаганду среди крестьян и рабочих. Им очень близки идеи долга интеллигенции перед народом и необходимости сближения с ним. Дальше следуют аресты, суды, тюрьма и ссылка.

Но что происходило с народниками позже, когда они возвращались спустя годы после своего ареста? Об этом в их воспоминаниях рассказывается куда реже. Судьбам народников после сибирской ссылки и посвящена книга Татьяны Сабуровой и Бена Эклофа. Главным ее героем стал Николай Аполлонович Чарушин – член кружка чайковцев, осужденный в мае 1878 года на «Процессе 193-х» на девять лет каторги и до 1895 года живший в сибирской ссылке. Жизнь после ссылки у него выдалась долгой, более сорока лет. Умер он в Вятке (точнее, уже в Кирове) в 1937 году.

В ходе работы над книгой Татьяна Сабурова и Бен Эклоф встретились с занятным фактом. Очень большое число народников, вернувшихся в европейскую часть страны или же вышедших с каторги и живших в городах Сибири, стали работать фотографами. Как раз в конце XIX века фотография стала получать массовое распространение. Для народников она давала возможность заработать на жизнь (вариантов трудоустройства у них было не так много) и одновременно играла роль просветительского проекта. Образования им хватало на то, чтобы разобраться в технологии фотографического процесса, деньги на довольно дорогое оборудование они обычно получали в долг от местных жителей. В результате народники становились владельцами или работниками открывавшихся в Сибири фотоателье. В качестве фотографов они участвовали в научных экспедициях, делали этнографические и пейзажные фотографии, которые потом выходили в альбомах и попадали в музеи.

Фотографом, еще живя в Сибири, был и Чарушин (вот пример одного из его фотоальбомов «Виды Забайкалья и Иркутска»). Более того, он в этом качестве участвовал в монгольской экспедиции Григория Потанина. В качестве другого примера занятия бывших ссыльных этнографической фотографией можно вспомнить Бронислава Пилсудского, который, отбыв десятилетнюю каторгу, занимался изучением народов Камчатки и Сахалина. На сделанных им фотографиях можно увидеть аборигенов тех мест: айнов, нивхов, ороков.

Когда народники возвращались из Сибири, им предстояло решить, чем они могут заняться, если не хотят делать того, что противоречит их убеждениям. Часть их продолжала революционною борьбу, уходила в подполье, становилась террористами, но довольно значительное число народников находила себя в земской деятельности. В ту пору они убеждались, что земство – это институт, который действительно может быть эффективным, который можно использовать для преобразования страны.

В земских учреждениях Вятской губернии работал и Николай Чарушин. Он, как и многие его соратники по народничеству, стал земским страховым агентом. Земство развернуло масштабную кампанию по страхованию крестьянских жилищ от пожаров, становившихся порой подлинным бедствием на селе. От пожаров выгорали целые деревни, и их жителям ничего не оставалось кроме как пойти по миру. Земские страховые агенты ездили по деревням и разъясняли крестьянам пользу страхования. По их собственному признанию, многие бывшие народники именно тогда по-настоящему узнали тот народ, к сближению с которым они призывали.

Помимо Николая Чарушина среди бывших народников, ставших страховыми агентами, можно назвать, например, Соломона Чудновского, осужденного на том же «Процессе 193-х». Он был приговорен к ссылке на поселение в Тобольскую губернию, а уже в Сибири арестован и почти два года провел в тюрьме. Затем жил под надзором полиции в разных городах Сибири, а в конце 1880-х служил в Иркутске агентом Второго российского страхового от огня общества и Общества взаимного страхования жизни «Нью-Йорк».

Другим занятием освободившихся народников стала журналистика. После первой русской революции, когда были приняты новые правила о печати, многие из них стали репортерами, сотрудниками, редакторами или издателями независимых газет во многих губерниях и столицах. Независимым печатным изданиям, критиковавшим власть и существующее положение дел, приходилось непросто. Поэтому часто они прибегали к разнообразным хитростям. У газет бывали подставные редакторы, или же на одной издание приходилось целых пять редакторов, чтобы в случае ареста кого-то всегда находился другой, который подпишет в печать очередной номер (впрочем, вятский губернатор однажды посадил под арест всех пятерых редакторов одной газеты), закрытые издания возрождались под новыми названиями. Помимо газет бывшие народники занимались и книгоизданием, организуя различные издательства и книжные товарищества.

Издававший в Вятке независимую газету Николай Чарушин столкнулся с дополнительным препятствием. Как работник земства он состоял на государственной службе, поэтому его занятия журналистикой вызывали особое недовольство. В какой-то момент ему было объявлено, что он должен выбрать между земской службой и работой в газете. Так что до 1910 года ему приходилось издавать независимую газету негласно. Он сменила три названия «Вятская жизнь», «Вятский край» и «Вятская речь».

1917 год вновь поставил перед бывшими народниками проблему выбора дальнейшей судьбы. Многие из них не считали власть большевиков благом для России и даже полагали, что разделяют ответственность за то, к чему привела русская революция. Теперь им предстояло решить, оставаться ли в Советской России или уехать, продолжать отстаивать собственные идеалы революции или же сотрудничать с большевиками, а может и просто уйти на покой.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).