будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
музеи история искусства
Ноябрь 25, 2017
Pro Science
Руссо Максим

Найденный Мурильо

Найденный Мурильо
6093
Фрагмент портрета. Источник: The Frick Collection

Недавно в одном из замков Уэльса была обнаружена картина знаменитого испанского художника XVII века Мурильо. Точнее, картина была прекрасно известна работникам размещенного в замке музея, но до последнего времени считалась копией утраченного оригинала.

Один из крупнейших живописцев испанского барокко Бартоломе Эстебан Мурильо (крещен 1 января 1618 – 3 апреля 1682) родился в Севилье и, за исключением четырех лет обучения в Мадриде, всю жизнь провел в родном городе. Изменил своей привычке он лишь один раз, отправившись в Кадис, чтобы написать алтарную картину для монастыря. Но это не кончилось для него добром. Художник упал с лесов и от последствий этого падения вскоре умер. Значительную часть наследия Мурильо составляют картины на религиозные сюжеты. Его работы висели во многих церквях и монастырях Севильи, а за «Видение святого Антония Падуанского», написанное для кафедрального собора, он получил гигантский гонорар в десять тысяч реалов. Со второй половины 1650-х годов большое количество заказов и удачное вложение заработанных денег обеспечивает ему финансовое благополучие. Его семья поселяется роскошном доме с садом, самого художника совместно с архитектором Франсиско Эррерой избирают президентом учрежденной в 1660 году севильской Академии художеств. Но в 1664 году, когда умерла его жена, Мурильо резко изменяет образ жизни. Он оставляет пост президента академии, вступает в Братство милосердия, переселяется с детьми в скромный дом, а свои огромные доходы жертвует церкви и бедным.

Но среди работ Мурильо есть и жанровые сцены, и немало портретов. На одном из этих портретов изображен дон Диего Ортис де Зуньига (Diego Ortiz de Zúñiga, 1636 – 1680), севильский аристократ и историк, автор сочинения «Анналы церковные и светские весьма благородного города Севильи, столицы Андалузии». Картина была написана около 1653 года, местонахождение ее считалось неизвестным. Одна из ее копий, которую в XVIII веке сделал художник Доминго Мартинес, висит в здании севильской ратуши. Другая копия, как считалось, находилась в замке Пенрин (Penrhyn), принадлежащем Национальному фонду. Замок открыт для публики, в нем находятся музей железнодорожного транспорта и одно из лучших в Уэльсе собраний живописи. Владельцы замка, баронское семейство Пеннант, разбогатевшее на ямайской работорговле и добыче сланца в Уэльсе, собирали картины с начала XIX века.

Как и севильская копия, портрет из замка Пенрин написан маслом на холсте и изображает севильского историка в черном одеянии со знаком ордена святого Якова на левом плече. Вокруг изображения художник нарисовал декоративную рамку, которую поддерживают два путти. В верхней части рамки находится герб Ортиса де Зуньиги. Картина как бы изображает заключенный в резную раму из камня портрет, стоящий на невысоком мраморном постаменте. Сходная нарисованная рамка есть на другой работе Мурильо – портрете Хуана Арьеса де Сааведры (1650, коллекция герцогини Кардонской). Подобный прием художник использовал и на автопортрете, но сделал иллюзорное каменное обрамление более скромным, без вычурной резьбы, гербов и фигурок путти. Рама самой картины сделана из позолоченного дерева. Размер холста 113 на 94 сантиметра.

Значилась в коллекции семьи Пеннант и копия портрета Ортиса де Зуньиги, купленная в 1870-х годах. В момент приобретения картина считалась подлинной работой Мурильо, но к началу XX века историки искусства решили, что это еще одна копия. В наши дни ею заинтересовался специалист по творчеству Мурильо, профессор Университета Алькала Бенито Наваррете Прието (Benito Navarrete Prieto). Поскольку в каталогах были доступны только черно-белые фотографии посредственного качества, он лично приехал в Уэльс, чтобы изучить картину на месте. И неожиданно пришел к выводу, что перед ним подлинная работа севильского художника. Последние сомнения исчезли, когда с портрета был удален слой старого лака, скрывавший детали.

 

Мурильо «Диего Ортис де Зуньига»

 

Написанная в середине XVIII века копия портрета, хранящаяся в севильской ратуше

После обретения нового статуса портрет был отправлен в Нью-Йорк, где в Коллекции Генри Фрика 1 ноября открылась выставка картин Мурильо. Куратор выставки Хавбер Саломон признал, что был поражен, когда узнал новость о выводах Бенито Прието. Он сам занимался творчеством Мурильо, знал о копиях портрета в Севилье и в Уэльсе, севильский вариант осматривал лично и убедился, что эта работа сделана спустя век после жизни Мурильо. А вот картину из Уэльса он не видел и полагался на мнения предшествующих исследователей, поэтому, организуя выставку, не стал стремился заполучить на нее эту картину.

Однако, убедившись в правоте Прието, он приступил к экстренным действиям. «Трудно добавить картину на уже открытую выставку, – рассказывает Хавьер Саломон, – но я узнал новости о ней в пятницу, а выставка открывалась в понедельник. Был безумный уик-энд - я начал звонить всем в Уэльсе и Испании, чтобы выяснить подробности. Я ее не видел, и хотел убедиться, что это абсолютно правильно... Картина прибыла сюда, и мы повесили ее. Это абсолютная фантастика».  Портрет из Уэльса прибыл спустя две недели после начала работы выставки. Она продлится до 4 февраля 2018 года, после чего портрет окажется в Лондоне и будет экспонироваться в Национальной галерее.

 

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).