будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
история искусства
Май 19, 2018
Pro Science
Руссо Максим

Неужели Рембрандт?

Неужели Рембрандт?
rembrandt
«Портрет молодого человека». Источник: Christie’s

Амстердамский арт-дилер Ян Сикс сообщил, что им была обнаружена неизвестная картина Рембрандта ван Рейна. Если авторство подтвердится, для истории искусства это станет сенсацией десятилетия. Со второй половины XX века искусствоведы значительно чаще опровергали принадлежность картин Рембрандту, чем находили принадлежащие ему работы. Но в нынешнем случае со мнением Яна Сикса уже согласились несколько авторитетных специалистов по творчеству Рембрандта.

Историк искусства и владелец частной галереи Jan Six Fine Art в Амстердаме даже своим происхождением связан с Золотым веком голландской живописи. Его прямой предок и тезка Ян Сикс (1618 – 1700) был видным деятелем той эпохи, мэром Амстердама, коллекционером и меценатом. Сам Ян Сикс был изображен на одном из портретов работы Рембрандта, а еще он приходился зятем Николасу Тульпу – центральному персонажу другой рембрандтовской картины.

Нынешний Ян Сикс специализируется на работах старых мастеров, но картин Рембрандта ему до недавних пор не попадалось. И вот однажды в демонстрационном зале аукционного дома Christie’s ему попалась картина «Портрет молодого человека»: поясной портрет размером 101 на 74 сантиметров, на котором изображен юноша в черном бархатном плаще с белым кружевным воротником. Ни точной даты создания картины, ни имени автора определено не было. В аукционном каталоге была лишь обозначена ее принадлежность к «кругу Рембрандта». Но круг Рембрандта это еще не сам Рембрандт, поэтому цена картины была не столь высока.

 

«Портрет молодого человека»

Ян Сикс привлек инвестора, и они приобрели «Портрет молодого человека» на распродаже Old Masters Day Sale в Лондоне 9 декабря 2016 года за 137 000 фунтов стерлингов (185 000 долларов), что было в девять раз выше, чем предварительная оценка.

Привлекли внимание Яна Сикса две вещи. Во-первых, прямой взгляд изображенного человека на зрителя был редким приемом для портретов XVII века, но он типичен для портретов Рембрандта, в том числе для автопортретов. Вторая интересная вещь – кружевной воротник. В те время кружево воротников в мужском костюме было, пожалуй, самой непостоянной деталью, так как мода стремительно менялась. Сиксу удалось установить, что данный тип воротника носили в 1633 году. То есть картина относится к тому периоду, когда Рембрандт после переезда из Лейдена в Амстердам (1631) год, набирал популярность среди заказчиков.

Но все-таки Рембрандт ли писал «Портрет молодого человека»? Как мы уже говорили, в последние десятилетия специалисты отвергли авторство Рембрандта для очень большого количества картин. Если в начале XX века считалось, что сохранилось около восьмисот работ художника, то в современном авторитетном каталоге A Corpus of Rembrandt Paintings (1982 – 2014) их насчитывается всего 346. Дело в том, что в учениками и последователями Рембрандта было создано много работ, которые в дальнейшем приписывались ему самому. Среди них есть как копии картин, выполненных Рембрандтом, так и самостоятельные произведения в его стиле. Это и есть «круг Рембрандта». Несколько десятилетий группа ученых из Амстердама, объединенных в Rembrandt Research Project, работала над проверкой авторства и подлинности приписываемых Рембрандту картин. В результате их работы оказалось, что многие картины, выставлявшиеся в музеях как написанные Рембрандтом, на самом деле ему не принадлежали.

Но Ян Сикс сохранял оптимизм. Дело в том, что если «Портрет молодого человека» написан около 1633 года, «круг Рембрандта» тогда еще не сложился, и вероятность, что автором портрета был сам Рембрандт, весьма высока. Восемнадцать месяцев Ян Сикс занимался изучением картины, включая анализ красок и рентгеновское исследование, и пришел к выводу, что гипотеза об авторстве Рембрандта подтвердилась.

Он показал портрет нескольким специалистам по творчеству Рембрандта, и они согласились с атрибуцией. Наиболее весомым выглядит мнение Эрнста ван де Ветеринга, который возглавлял Rembrandt Research Project и был главным редактором последних двух томов A Corpus of Rembrandt Paintings. После этого Ян Сикс рассказал о своем открытии широкой публике в крупной нидерландской газете NRC Handelsblad. Одновременно на нидерландском и английском языках вышла книга Яна Сикса, где рассказывается об исследовании картины.

Весьма вероятно, что «Портрет молодого человека» изначально был написан в полный рост, но потом обрезан. Исследователи предполагают также, что он может быть одним из парных портретов, изображавших мужа и жену. Подобная пара – портреты Мартена Солманса и жены Опьен Коппит, тоже кисти Рембрандта, была в 2016 году совместно приобретена Рейксмузеумом и Лувром (подробнее об этом можно прочитать в очерке «Два портрета для двух музеев»). Глава отдела реставрации живописи Рейксмузеума Петрия Нобл считает, что у этих парных портретов много общего с «Портретом молодого человека», но говорит, что для уверенного заключения необходимы более подробные исследования.

Пока же очищенный и отреставрированный «Портрет молодого человека» выставлен с 16 мая в музее Эрмитаж – Амстердам. Там его можно будет увидеть до 15 июня. А Ян Сикс уже начал искать потенциального покупателя картины. Теперь ее цена будет значительно выше 185 000 долларов. Напомним, что рекордная цена за картину Рембрандта на открытых торгах была достигнута в 2009 году, когда на аукционе Christie’s «Портрет мужчины с рукой на боку» (1658) продали за 20 201 250 фунтов стерлингов (33 258 562 долларов).

Находки работ Рембрандта – нечастое событие. Последний случай, когда была подтверждена атрибуция ранее неизвестной картины Рембрандта произошел в 1974 году, когда была найдена картина «Крещение евнуха» (1626), ныне принадлежащая Музею монастыря святой Екатерины в Утрехте. В 2017 году был признан принадлежащим руке Рембрандта набросок сидящей собаки из Музея герцога Антона Ульриха в Брауншвейге.

В 2015 году в Нью-Джерси была обнаружена картина Рембрандта «Пациент в обмороке» («Аллегория обоняния», 1624). О ее существовании знали и раньше, так искусствоведам были известных входившие в ту же серию аллегории слуха, зрения и осязания, но, где находится картина, долгое время никто не знал. В 2016 году «Пациент в обмороке» был приобретен Томасом и Дафной Каплан – владельцами знаменитой «Лейденской коллекции» в Нью-Йорке. До 17 июня эта картина в числе других шедевров из собрания Капланов выставляется в Музее изобразительных искусств в Москве.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).