будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
история искусства
Май 12, 2025
Pro Science
Малич Ксения

Николай Митурич, ленинградский архитектор

Николай Митурич, ленинградский архитектор
ps_miturich_VuVKdG8
«Николай Митурич. ленинградский архитектор»

Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге представляет книгу Ксении Малич «Николай Митурич, ленинградский архитектор».

Книга посвящена ленинградскому архитектору Николаю Александровичу Митуричу (1891–1973), чье творчество до сих пор оставалось практически неизученным в отечественной историографии. Однако его долгая и невероятно насыщенная творческая карьера будет открытием для всех, кто интересуется отечественным искусством первой половины ХХ века. Митурич оказался участником важнейших событий истории ленинградской архитектурной школы в период первых послереволюционных десятилетий. Его наследие разнообразно: от парковых киосков и спортивных павильонов до Дворцов культуры и театральных зданий. В издании собраны уникальные материалы личного архива архитектора. Впервые публикуется более ста документов: фотографии, архитектурные проекты, эскизы мебели, театральная сценография, а также дневник и рисунки, созданные в ходе поездки на фронт во время Первой мировой войны.

Предлагаем прочитать одну из глав книги.

 

Почти ар-деко?

Сотрудничество с Фабрикой театральной художественной мебели: проекты интерьеров и дизайн мебели

Интерьеры Театра имени Ленинского комсомола можно смело причислить к одному из прекрасно сохранившихся образцов ленинградского ар-деко. Как бы ни были эмоциональны споры о возможности использования этого термина в отношении советской архитектуры, мы рискнем обратить внимание на то, что остроумные и эффектные приемы Митурича и Макашова не уступают лучшим образцам этого сложного и противоречивого стиля 1920–1930-х годов. В первую очередь это касается интерьеров, в которых встречаются самые разнообразные варианты оформления: отделка стен алебастровой штукатуркой под мрамор, лепные плафоны, мраморная облицовка, живописные панно, щитовые профилированные пилястры, медные кронштейны парапетов, балюстрады из полированного дерева разных сортов, обтянутые гобеленовой тканью стволы колонн, скульптурные тимпаны, богато декорированные растительным орнаментом. В фойе стоял мраморный фонтан и была устроена эстрада для выступления живого оркестра. Лотосообразные торшеры и огромные люстры точно могли бы украсить фойе небоскреба на Манхэттене, если бы не были декорированы снопами и звездами.

Часть предметов мебели производилась прямо на строительной площадке, а остальное изготовили по эскизам Митурича и Макашова на Фабрике театральной художественной мебели. Фабрика сначала работала на базе Управления по делам искусств при Ленгорисполкоме, а затем была переведена в систему Лендревбумтреста. Здесь важно вспомнить, что в Ленинграде в 1930-е годы было не так много артелей и мебельных заводов, способных выполнить столь серьезный и сложный заказ, как меблировка театра, да еще по индивидуальному дизайну, требовавшему высококвалифицированных столяров, современного производства и исключительно качественных материалов. В 1920-е годы мебель в СССР производили на базе еще дореволюционных артелей. Неплохо оборудованные «Древтрест», «Лендревтрест», «Мосмебель» поставляли массовый, но довольно ограниченный ассортимент. Ряд фабрик и вовсе концентрировался на одном типе мебели: стулья (фабрика имени Воскова), шкафы (3-я мебельная фабрика), диваны и кресла (7-я мебельная фабрика). В 1930-е полукустарные артели еще заполняли рынок ширпотребом очень низкого качества: такая мебель была плохо просушена, быстро деформировалась, полировка теряла блеск, шпон трескался. Во второй половине 1930-х годов «Интурист», как отмечал сам Митурич в одном из обзоров современной мебели[1], выпускал интересные гарнитуры, но в первую очередь обеспечивал собственные рестораны и гостиницы.

 

Статья Н. А. Митурича о производстве мебели в Ленинграде. (Архитектура Ленинграда. 1941. № 1. С. 39–45)

 

Н. А. Митурич. Эскиз мебели. Бумага, карандаш. Середина 1930-х. Бумага, карандаш. ЦГАЛИ СПб

До тех пор пока Митурич с Макашовым строили конструктивистские клубы, вопрос меблировки (в условиях крайней экономии) играл не самую существенную роль. В исполнении ленинградских артелей лаконичный дизайн превращался в суровый, качество изделий оставляло желать лучшего, но все эти проблемы воспринимались как решаемые и некритичные. С середины 1930-х годов речь зашла о реализации уже намного более сложной и продуманной программы оформления новых Дворцов культуры и театров, стало очевидно, что разнообразные элементы ордерного декора и щедрая отделка, придуманная архитекторами, требуют тщательного и профессионального исполнения. Хотя в 1939 году, когда «освоение классического наследия» прочно закрепилось в качестве официальной повестки, Митурич в одной из своих статей писал про эксперименты фабрики «Изорам», что, несмотря на прочность и практичность, обстановка в клубах выглядела «скучно и бедно» и не имела успеха у потребителя, который «хотел видеть в общественном месте нарядную и богатую мебель, какую он видел в старых театрах и музеях»[2].

 

Н. А. Митурич. Эскиз мебели для Дома медработника (Инженерная ул., 9). 1935. Бумага, карандаш. ЦГАЛИ СПб

 

Н. А. Митурич. Кушетка. 1939. Фотография. ЦГАЛИ СПб

 

Н. А. Митурич. Диван. Конец 1930-х. Фотография. ЦГАЛИ СПб

 

Н. А. Митурич. Кресло. Отделка ДК в Мурманске. Для объединения «Мурманрыба». 1946. Бумага, карандаш, тушь. ЦГАЛИ СПб

 

Н. А. Митурич. Стул. Конец 1930-х. Фотография. ЦГАЛИ СПб

Н. А. Митурич. Шахматный столик. 1939. Фотокопия. ЦГАЛИ СПб

Фабрика театральной художественной мебели почти сразу стала привлекать к работе архитекторов, чтобы добиться не только высокого художественного уровня продукции, но и конструктивного качества. Митурич, Макашов, Гегелло, Кричевский сотрудничали с этим производством, когда необходимо было заказать большие партии кресел для театральных залов, обстановку для рекреаций и фойе. (Митурич, кстати, жаловался, что в Театре имени Ленинского комсомола обивка кресел из плюша и шелкового репса почти сразу изнашивается.) В архиве архитектора сохранились эскизы логотипов для фабрики, которые он выполнил, вероятно, уже после войны. В эмблему включены изображения мебели неоклассического образца, подобно той, которую архитектор будет проектировать в 1940–1950-е годы.

По сравнению с более поздними послевоенными интерьерами, эскизы Митурича второй половины 1930-х годов кажутся намного более экстравагантными: приемы свободны от копирования классического канона, в пропорциях много напряжения, утяжелены пропорции, обострены контрасты. Эскизы складываются в респектабельный буржуазный интерьер, где даже фризы с подвигами рабочего класса воспринимаются как очередная экзотическая деталь, словно авторы отдают дань любопытству ко всему архаичному и сильному, охватившему весь мир в период между войнами.



[1] Митурич Н. А. Проектирование и производство мебели в Ленинграде // Архитектура Ленинграда. 1939. № 2 (13). С. 39–45.

[2] Митурич Н. А. Проектирование и производство мебели в Ленинграде // Архитектура Ленинграда. 1939. № 2 (13). C. 41.

Малич Ксения
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).