будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
компьютерная безопасность облачные технологии Amazon Google
Июль 19, 2025
Pro Science
Медведев Вячеслав

Облачные технологии: туман неизвестности

Облачные технологии: туман неизвестности
tiagobarros_Passing-Cloud
Общественный транспорт проекта PassingCloud. дизайнер Tiago Barros

Прыжок в будущее

Туман войны или Туман неизвестности — термин для обозначения ситуации, когда все действия происходят в состоянии наличия только недостоверных данных и постоянного проявления неожиданных, случайных эффектов. Клаузевиц К. О войне


Кто из нас не любовался красотой облаков? Их непостоянство или величие завораживает. Но кто знает, как устроено то или иное облако, и что будет, если неопытный пилот, не зная типа облака, нырнет в него с ходу?

Ситуация с так называемыми «облаками», продвигаемыми в ИТ, полностью аналогична. Постоянно утверждали и продолжают утверждать, что «облака» безопасны — и рефрен принес свои плоды. Как показывают опросы, большинство компаний, перешедших в «облака», снизили затраты на безопасность. И это свидетельствует о том, что еще один миф завершил свое формирование.

Изначально, на старте пропагандистской кампании, под «облаками» подразумевалось разнесение сервисов по всему Интернету — пользователь не должен был знать, где находятся его данные, а распределение данных гарантировало их неуничтожимость и доступность в любой момент. Наиболее близки к этим идеям были системы, подобные проекту поиска внеземных цивилизаций. Минусом такого подхода было не гарантируемое время отклика — именно тот параметр, который зачастую крайне критичен для бизнеса. Если время обработки пакета в системе поиска внеземных цивилизаций не значимо — и, более того, не значим и факт обработки посланного пакета, так как его можно перепослать другому участнику проекта, то для бизнеса задержка письма даже на несколько минут письма, а тем более потеря письма или части файла может быть фатальна.

Изначально, на старте пропагандистской кампании, под «облаками» подразумевалось разнесение сервисов по всему Интернету — пользователь не должен был знать, где находятся его данные

В дальнейшем под переходом в «облако» стало подразумеваться использование площадок ЦОДов (дата-центров) или применение в компаниях сервисов, расположенных на этих площадках, — IaaS, SaaS, HaaS, WaaS, PaaS… При этом все так же пропагандировалось, что перемещение в «облака» повышает безопасность. На фоне волны интереса к облакам очень многие вендоры объявили о поддержке «облачных» технологий, выпуске «облачных» платформ. И пропаганда преимуществ дала свои плоды — крупные компании одна за другой начали заявлять о переходе в «облака».

Но что происходило на деле? Компании, имеющие филиалы и сотрудников, работающих удаленно, можно считать «облачными» сразу — для них в общем случае нет разницы, где конкретно расположен тот или иной сотрудник или клиент, приславший запрос, — важен уровень связи с ним и устойчивость этой связи. Где находится площадка, на которой расположены серверы компании (на территории компании или вне ее), арендуются ли серверы или используются собственные — с точки зрения терминологии не важно. Сколько сотрудников компании знают, где находятся ее серверы? Но раскрученное понятие позволило руководителям ИТ-подразделений получить финансирование/перевести серверы на внешнюю площадку…

Естественно, не все компании могли вывести серверы наружу — скажем, в связи с обработкой данных, имеющих статус гостайны, или по причинам, связанным с недостаточной скоростью передачи данных. Поэтому для тех, кто не может или не хочет использовать внешнюю площадку, был придуман термин «внутреннее облако». С этого момента каждая серверная может себя именовать гордо «облаком» — тем более что паутина кабелей и проводов зачастую точно соответствует виду настоящего облака издали, а стандартного определения, что «облако», а что «не облако», не существует.

Многие программные продукты и до эпохи «облаков» были «облачными» — кто знает, где конкретно располагаются серверы обновлений антивирусов, или на каком сервере провайдера находится сервер услуги Dr.Web AV-Desk? И эти продукты действительно разрабатывались с учетом требований по безопасности и отказоустойчивости. Но на фоне ажиотажного интереса к «облакам» появился ряд продуктов, имеющих приставку «облачные» непосредственно в названии, но однозначно небезопасных. В качестве примера можно привести репутационные сервисы, появившиеся у большинства антивирусных продуктов. В их основе лежит идея, что миллион леммингов не может ошибаться если у многих пользователей некий файл признан незараженным, то остальные тоже могут его не бояться. При этом не принимается в расчет, что в любой произвольный момент времени антивирус не может знать всех угроз, то есть некий файл, распространившийся у пользователей, вполне может быть вирусом, который еще не дошел до ловушки антивирусной компании. Если мошенников-фишеров, подделывающих сайты или использующих горячие новости для выманивания денег, можно преследовать по закону, то почему этого нет здесь? В свое оправдание разработчики этих продуктов говорят, что они никогда не утверждали, что конкретный сервис — это панацея безопасности, что любые сервисы нужно применять в комплексе с другими средствами защиты. Да, этого не утверждалось. Но никогда и не говорилось обратного. «Бойтесь того, кто молчит».

Многие программные продукты и до эпохи «облаков» были «облачными» — кто знает, где конкретно располагаются серверы обновлений антивирусов, или на каком сервере провайдера находится сервер услуги Dr.Web AV-Desk? 

Но это не единственная и, более того, не самая страшная проблема. Гораздо хуже, что понятие безопасности у всех разное. Рекламируя безопасность, ЦОДы не кривят душой. Действительно, ЦОДы, имеющие развитые системы пожаротушения, охлаждения, резервирования питания и т. д., получившие сертификат TIER3 или аналогичный, безопасны. С точки зрения хранения данных. Но клиенты ЦОДов под безопасностью понимают не только безопасность хранения. Им нужна гарантия, что к их данным не получит доступ никто, кроме их собственных сотрудников, что данные в процессе передачи в ЦОД и обратно не будут изменены, что данные после окончания обработки можно удалить — в том числе и из резервных копий. Нужна гарантия взломоустойчивости виртуальных серверов — в том числе со стороны виртуальных машин, работающих на одном физическом сервере. В конце концов, клиентам «облаков» нужны гарантии возмещения убытков, возникших, скажем, вследствие простоя или несанкционированного доступа. Ведь за то же самое собственные администраторы понесли бы заслуженное наказание. Почему при выводе в «облака» это невозможно? Это все должно прописываться в договоре на обслуживание и в SLA (Cоглашение об уровне предоставления услуги). Но кто в них видел пункты о денежных компенсациях в связи с недостаточной защитой?

В стране активно создается национальная облачная платформа — ради этого в Москве строится крупнейший в стране дата-центр. Поставщик платформы готов предлагать бизнесу как общие офисные решения от «1С» и Microsoft, так и специализированные отраслевые (для медицинских учреждений, школ и пр.). Если пропадет важное письмо — то это критично, но поправимо; но что делать, если по вине «облачной» медицинской системы случится непоправимое — да хоть в связи с высокой загрузкой канала или временной недоступностью? В России достаточно мест, в которых доступность Интернета весьма условная — и наличие удаленно мощного центра проблему доступности не решит.

В стране активно создается национальная облачная платформа — ради этого в Москве строится крупнейший в стране дата-центр.

В 2011 г. крупнейшие провайдеры «облачных» сервисов Google и Amazon прерывали свою работу из-за сбоев — из-за проблем с инфраструктурой и ошибками в программном обеспечении. Пользователи «облачных» сервисов в течение долгого времени не могли получить к ним доступ. Кто из партнеров данных сервисов получил компенсации?

Добрая половина компаний, перешедших в «облако», ошибалась, думая, что «облачные» технологии позволят быстрее восстанавливать ИТ-системы после сбоев, зря надеялись на повышение эффективности систем, снижение расходов и повышение безопасности.

Правительство США хочет обязать компании предоставлять правоохранительным органам доступ к облачным хранилищам по запросу. Возможно, основанием для предоставления доступа к «облачной» среде может стать факт использования технологий шифрования. Но как получать защищенный удаленный доступ без шифрования? Кто даст гарантии, что этот запрос не повредит вашему бизнесу?

В завершение - слова аналитика Gartner Грега Крайзмана: «Облако не схоже со старыми моделями развертывания и использования программного обеспечения, при которых ПО устанавливается и управляется внутри организаций. Поскольку провайдеры SaaS используют другие интерфейсы, возник риск попадания под большее количество атак, кроме того, больше людей обладает доступом к данным».

 

Медведев Вячеслав
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).