будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Великобритания археология история христианство физическая антропология
Июль 13, 2025
Pro Science
Руссо Максим

Опознание святой Энсвит

Опознание святой Энсвит
Remains-recovered-from-church-wall
Вскрытие ниши с останками. Источник: Mark Hourahane/Diocese of Canterbury/PA

Исследования в приходской церкви английского города Фолкстон показали, что хранящиеся в ней кости действительно могут принадлежать святой Энсвит, умершей в VII веке.

Энсвит происходила из семьи англосаксонских королей Кента. Ее отцом был Эдбальд, правивший в 616–640 годах. Про этого короля Беда Достопочтенный сообщает, что он, в отличие от своего отца Эдильберта, отказался принять христианскую веру и, более того, совершил великий грех, женившись после смерти отца на своей мачехе. Историки, впрочем, оправдывают Эдбальда тем, что он поступил согласно обычаю, имевшемуся у германцев-язычников. Согласно Беде Достопочтенному, Эдбальд понес кару за свое отступничество: «Случались у него частые приступы безумия, и он был одержим нечистым духом». Архиепископ Кентерберийский Лаврентий сумел-таки обратить Эдбальда в христианство, и тот отказался от незаконного с христианской точки зрения брака и женился на Эмме, дочери короля Австразии Теодеберта II. В этом браке у него родились сыновья Эрменред и Эрконберт и дочь Энсвит (Ēanswīþ, Eanswythe, Eanswide, в современном написании Eanswith).

О жизни Энсвит известно немногое. Согласно житию, отец настаивал, чтобы она вышла замуж, но Энсвит отвечала, что выбрала бессмертного жениха, который подарит ей вечную любовь и радость, и просила лишь дать ей келью, где она могла бы молиться. В конце концов отец уступил, и Энсвит основала в Фолкстоне обитель — возможно, первый женский монастырь в Англии (его конкурент за этот титул — расположенный неподалеку монастырь в Лайминге — был основан святой Этельбургой, которая приходилась сестрой Эдбальду и тетей Энсвит).

Рассказывают, что пока строился монастырь, в Кент приехал свататься к Энсвит сын короля Нортумбрии, но она была тверда в решении посвятить жизнь молитвам. В 630 году монастырь, посвященный святому апостолу Петру, был достроен и Энсвит поселилась там. Она не могла стать настоятельницей, так как в тот момент ей было всего шестнадцать лет. Личность первой настоятельницы английского женского монастыря осталась неизвестной. Предполагают, что это могла быть монахиня, приехавшая в Англию из Рима, чтобы обучать других монашескому образу жизни.

Энсвит прожила в монастыре, молясь и трудясь, до конца своих дней, а умерла она очень рано, не дожив до двадцати лет. Скончалась она, согласно церковному преданию, 31 августа 630 года (существует более поздняя датировка и рождения и смерти Энсвит, согласно которым она умерла в 660-х). Причина ее смерти неизвестна.

Сохранились легенды о сотворенных ею чудесах — например, изгнании беса из одержимого и исцелении слепого. Поскольку Энсвит жила задолго до Великой схизмы, расколовшей католическую и православную церковь, ее причисляют к святым и православные, правда, почитается она почти исключительно Американской православной церковью.

 

Православная икона святой Энсвит

Монастырь в Фолкстоне был разграблен викингами в 867 году, а спустя недолгое время наступающее море разрушило прибрежный утес, где он находился. Мощи святой были перенесены дальше от моря в церковь Петра и Павла. В 1095 году лорд Фолкстона Найджел де Мундевиль основал в городе новый монастырь, на этот раз мужской, бенедиктинского ордена, чьей реликвией стали мощи святой Энсвит. Но море продолжало вторгаться на сушу, и монастырь пришлось переносить вновь. В 1138 году была построена новая монастырская церковь святой Марии и святой Энсвит в Фолкстоне, а день перенесения мощей, 12 сентября, стал отмечаться как приходской праздник.

Церковь святых Марии и Энсвит в наши дни

После того как король Генрих VIII разорвал отношения римским папой, английские монастыри по его приказу были закрыты. 15 ноября 1535 года монастырь в Фолкстоне разграбили, монастырская церковь была частично разрушена, а мощи Энсвит пропали.

Позже церковь Марии и Энсвит была восстановлена в качестве приходского храма, в этой функции она выступает и поныне. 17 июня 1885 года при ремонте церкви каменщики обнаружили в северной стене алтаря скрытую под слоем штукатурки нишу. В ней находился свинцовый реликварий размерами 35,5 × 22,8 × 20,3 сантиметра. Судя по оформлению, он был сделан в XII веке. Внутри находились кости, которые эксперты признали костями молодой женщины.

Гравюра с изображением реликвария (1885)

С тех пор мощи святой Энсвит выставлялись в храме каждый год в день приходского праздника. Эта практика прекратилась, когда несколько прихожан обвинили священника в поклонении мощам, что не соответствует канонам англиканской церкви. Реликварий хранится в той же нише, где был обнаружен, отделенный бронзовой дверцей.

 

Извлечение реликвария для исследования костей

Костные останки, которые считаются принадлежащими святой Энсвит

Нынешнее исследование проводилось с разрешения церковной администрации диоцеза Кентербери, причем останки не покидали помещения церкви, где в течение пяти дней действовала развернутая учеными временная лаборатория. Чтобы гарантировать, что реликвии остаются в безопасности, ученые даже спали в своей импровизированной лаборатории. После окончания работ кости вернули на место. Эндрю Ричардсон из Кентерберийского археологического фонда отметил, что разрешение на исследовательские работы было смелым шагом со стороны церкви, ведь ученые могли установить, что кости относятся к более позднему времени, а приписываются Энсвит они по ошибке или в результате сознательного подлога, совершенного во время основания церкви в 1138 году из благочестивых побуждений.

Исследователи подтвердили вывод экспертов XIX века о том, что кости принадлежат молодой женщине, умершей в возрасте 17–20 лет. Также они отметили, что эта женщина в детстве не страдала от недоедания. Для радиоуглеродного анализа были использованы фрагменты зуба и костей стопы. Специалисты из Университета Королевы в Белфасте определили, что кости принадлежат человеку, умершему в середине VII века. Исследователи планируют также провести изотопный анализ, который сможет указать, где родилась и жила эта женщина, и выделить из костей образцы ДНК.

Опасения, что останки могли быть созданы в ходе средневекового увлечения поддельными реликвиями, развеялись. Хотя строго доказать, что погребенной в церкви женщиной была Энсвит, невозможно, теперь исследователи склонны считать такое предположение верным. «Теперь кажется вероятным, что у нас есть единственные сохранившиеся останки члена кентской королевской семьи и одной из первых англосаксонских святых», — говорит Эндрю Ричардсон.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).