О чём снимали первые документальные фильмы? Как антропология изменила кино? Какова нравственная ответственность человека с кинокамерой? Совместимы ли «поиск ощущения присутствия» и авторский сценарий? Может ли экран быть посредником между чужими мирами? Об этом и о многом другом – в кинолектории Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник». «Полит.ру» выступает информационным партнером кинопоказов и лекций.
В рамках лектория пройдут показы редких и незнакомых российским кинозрителям документальных фильмов из фондов фестиваля. Впервые появится возможность увидеть записи интервью с классиками визуальной антропологии и современного кинематографа: Жаном Рушем, Джоном Маршаллом, Дэвидом МакДугаллом. В курс лекций войдут имена известных исследователей и режиссеров: Маргарет Мид, Роберта Флаэрти, Роберта Гарднера и многих других. На дискуссионной площадке лектория вас ждут встречи с режиссёрами, учёными Института этнологии и антропологии РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова и увлечёнными людьми.
Встречи продолжают полюбившиеся многим показы фестивального кино и традиционно проходят в кинокафе «Звезда» по четвергам, в 20.00, один раз в месяц. Адрес: м. Курская, ул. Земляной Вал, д. 18/22. Стоимость билета: 100 р.
Лекторий откроется 30 января 2014 года (четверг) рассказом о Маргарет Мид и просмотром классической работы М. Мид и Г. Бейтсона «Транс и Танец на Бали» (1952), а так же фильма режиссёров Кармен Риаль и Мириам Гросси «Джеро встречает Икетут на Бали – по следам Маргарет Мид» (2011).
Прошедшие лекции и показы:
КИНОЛЕКЦИЯ «ДОМ В БАЮН ГЕДЕ: ТРИ ИСТОРИИ О МАРГАРЕТ МИД И КИНО»
«Точка отсчёта» визуальной антропологии («фотографической этнографии»), определение ее статуса в науке и СМИ были связаны с именем Маргарет Мид. Исследования Маргарет Мид и Грегори Бейтсона на Бали и в Новой Гвинее, во время которых они активно использовали киноплёнку, можно назвать первым научным проектом в области визуальной антропологии и открытием принципиально новых для науки возможностей отображения действительности.
Лекцию прочла Нина Антонова, аспирант Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Во время лекции были показаны фильмы: М. Мид и Г. Бейтсона «Транс и Танец на Бали» (1952), а также фильм режиссёров Кармен Риаль и Мириам Гросси «Джеро встречает Икетут на Бали – по следам Маргарет Мид» (2011).
КИНОПОКАЗ «ОБРЯД НЬЮМБА НТОБУ: СВАДЬБА ЖЕНЩИН»
28 мин, Швеция-Танзания, 2004
Режиссёры: Ларс Йоханссон, Анна Сабельстром
Фильм о том, как женщина «выходит замуж» за женщину в деревне Киагата в районе Мусома северо-западной Танзании. В одной из наиболее патриархальных общин Танзании многие девушки решают связать себя узами брака с пожилой женщиной, а не с мужчиной – такой традиционный институт известен как ньюмба нтобу. Молодой женщине свободно разрешается вступать в связь с мужчиной, который станет отцом ее детей без прав на них или их мать. Девушки идут на это, так как боятся ежедневных побоев со стороны мужа. В итоге получаются семьи из одних женщин.
КИНОЛЕКЦИЯ «ХРОНИКИ ОДНОГО ЛЕТА И ЗАРОЖДЕНИЕ CINEMA VERITE»
В 1961 году с выходом фильма Жана Руша и Эдгара Морана «Хроники одного лета» мировое научное сообщество обратило внимание на кажущийся до этого исключительно развлекательным жанром кинематограф. Социолог Эдгар Морен ввел в обращение термин cinema verite для обозначения фильмов, снятых без участия нанятых актеров, павильонов, сценария, часто с ручной камеры и в соответствии с принципами строгого невмешательства в снимаемые события со стороны режиссера и съемочной группы.
Техника стала настоящим прорывом в сравнении с устоявшейся «голливудской» схемой производства фильмов, но что отличало пионеров cinema verite от традиционных документалистов? Что, в конце концов, имели в виду Руш и Моран, когда снимала свой фильм – манифест «Хроники одного лета» и можно ли найти его следы в современном кино? Этим и другим историям будет посвящена лекция, предшествующая показу фильма.
Лекцию прочитает Мария Силкина, участник волонтёрской группы Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник».
После лекции будет показан фильм Жана Руша и Эдгара Морана «Хроники одного лета» (1961, 85 мин) о концепции счастья молодых парижан.
91 мин, Румыния-Англия-Германия, 2004
Режиссёры: Думитру Будрала, Чилла Като
В течение целого года авторы фильма следуют за большой и очень бедной цыганской семьей из Южных Карпат. Цыгане кочуют с гор в равнинные деревни, где продают самодельные товары, чтобы достать еды и денег. Зимой ничего больше делать не остается
Также в этот день пройдет открытие фотовыставки «Амари Махалла» – зарисовки повседневной жизни цыган в балканских городах (Белград – Ниш – Скопье – Сараево, 2009-2013).
КИНОЛЕКЦИЯ «СЕМЕЙНАЯ КИНОХРОНИКА ДЛИНОЙ В 50 ЛЕТ: ДЖОН МАРШАЛЛ И ПРОЕКТ КАЛАХАРИ»
Короткая зарисовка про уходящую культуру охотников-собирателей Калахари переросла в архив из двух миллионов футов кинопленки, тысяч часов видео, множества короткометражных и 5 полнометражных фильмов. В 2009 году коллекция, не имеющая аналогов в истории кино, получила статус охраняемой Юнеско за документирование наследия особой важности. Об этом и о других работах автора коллекции, американского антрополога Джона Маршалла, будет рассказано в лекции.
Лекцию прочитает Игорь Горбунов, участник волонтёрской группы Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник».
После лекции будет показан один из фильмов Джона Маршалла «Семья Калахари» (1951-2001, 64 мин) о жизни бушменов.
КИНОПОКАЗ «ПОСЛЕДНИЕ ОБРЯДЫ ДОСТОПОЧТЕННОГО ГОСПОДИНА РАИ»
47 мин, США-Индия, 2007
Режиссер: Джайясинхджи Джала
Это фильм о кремации давнего жителя священного города Варанаси. Снятый по просьбе семьи Раи, он является детальным и тактичным исследованием индусских обрядов кремации на священных берегах реки Ганг в историческом кремационном гхате Хариш Чандра. Акцентируя внимание на том, что смерть является частью повседневной жизни, фильм показывает взаимодействие людей с их богами, животными и непосредственно со священной рекой.
Начало показов и лекций в 20.00. Стоимость билетов 100 руб. Кинокафе «Звезда» (м. Курская, ул. Земляной вал, д.18/22).