Для земледельцев проблема запасов воды и осадков с древности - вопрос жизни и смерти. У земледельческих народов как правило складывается целый комплекс представлений о способах борьбы с засухами и своевременного вызывания дождя. Для скотоводов-монголов обряды вызывания дождя не так важны, однако довольно разнообразны, - а практикуют их как ламы и шаманы, так и обычные люди.
Ламы в Монголии совершают связанные с дождем ритуалы на специальных сооружениях (которые выглядят как кучи камней или шалаши из дерева); обычно такие магические ритуалы многосоставны, они включают и произнесение мантр, и бескровные жертвоприношения, и кропления (для последней цели используется молоко).
Один из самых распространенных "народных" монгольских способов вызвать дождь предписывает накрыть собаку тряпкой, а точнее, - лошадиной попоной; его до сих пор воспринимают и как забаву для детей, и как сказочный обряд, и как реальныйи весьма действенный алгоритм изменения погоды. Среди других антропологи также фиксировали следующие ритуалы:
- посыпать змею пеплом
- сжечь лягушку
- положить в степи пепел и накрыть его тряпкой
- высушить и без того сухую кору
- опустить в воду ворону.
У этих странных действий есть кое-что общее: небо персонифицируется, ему приписываются два основных чувства, вокруг которых и строятся все эти обряды, – гнев и жалость. Совершающий магический обряд создает неудобство для какого-либо объекта, заставляя сочувствующее объекту небо испытывать эти эмоции. Таким образом, небо испытывает злость на абсурд с накрыванием собаки попоной, и жалость - к слишком сухой коре дерева или пеплу. Способность испытывать эмоции - атрибут не только животных, но и с древности почитаемого у монголов неба (и даже коры и пепла!).
Народная дождевая магия строятся, таким образом, по модели трюка – хитрой уловки, которая приводит к тому, что небеса в итоге действуют так, как захотел человек. Несмотря на то что небо «злится» на человека, оно проливает дождь.