будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
история Городские путешествия Ленинградская область памятники архитектуры
Июнь 19, 2025
Pro Science
Митрофанов Алексей

Павловск. Страус на вокзале

Павловск. Страус на вокзале
ps_Pavlovsk_Railway_Station_01
Павловский вокзал в наше время. Источник: Wikimedia Commons

Статистика утверждает, что в современной России 1117 городов. Среди них и многомиллионные мегаполисы, и такие древние города, как Дербент, основанный в 438 году, и появившийся в 2010-х Иннополис, где пока живут менее девятисот человек. Но в каждом из российских городов любознательный путешественник найдет что-то достойное внимания. В рубрике «Городские путешествия» писатель и краевед Алексей Геннадиевич Митрофанов каждую неделю рассказывает о каком-нибудь интересном объекте в том или ином российском городе.

В 1836 году открылось железнодорожное движение между Санкт-Петербургом и Павловском. Правда, в последний момент обнаружилось, что локомотив, выписанный из Антверпена, еще не пришел. Вместо него пришлось использовать обычных лошадей — не отменять же церемонию. А спустя два года в Павловске торжественно открыли здание вокзала.

Поэт Нестор Кукольник писал композитору Михаилу Глинке: «Вообрази себе огромное здание, расположенное в полукруге с открытыми галереями, великолепными залами, множеством отдельных нумеров, весьма покойных и удобных».

Использовать такое чудо только по прямому назначению не хотелось. И вскоре на вокзале начали давать концерты. А потом и вовсе стало непонятно, для чего он существует — для дела, или для развлечения. Павловцы стали говорить не «на вокзале», а «на музыке».

Питерские старожилы Засосов и Пызин писали в своих мемуарах: «Кроме дачников и постоянных жителей, по вечерам приезжало много петербуржцев "на музыку"... Поезд подъезжал к платформе, в нескольких шагах от которой за стеклянными дверьми был концертный зал. Здание музыкального вокзала представляло собой огромное, хорошей архитектуры деревянное строение с двумя крыльями. В левом помещался ресторан, в правом — кафе и читальный зал. Концерты давались внутри здания, в теплые вечера оркестр выходил на наружную эстраду, публика сидела на скамейках, расставленных на площадке перед эстрадой. Симфонический оркестр был хорош, так же как дирижеры и солисты. Программа концертов составлялась из классических произведений. Вход был бесплатный».

Павловский музыкальный вокзал. Wikimedia Commons

Отсутствие платы объяснялось достаточно просто: вокзал принадлежал Царскосельской железной дороге, и жители столицы, привлеченные бесплатным развлечением, приносили прибыль, тратясь на билеты.

Фактически концерт и транспорт слились в нечто третье, единое целое. Георгий Иванов писал в стихотворении «Павловск»:

Несется музыка с вокзала,
Пуччини буйная волна.
Гуляют пары. Всех связала
Сетями осень, как весна.

О, ожиданье на перроне,
Где суета и толкотня!
Ах, можно ль быть еще влюбленней,
Элен, Вы любите ль меня?

Но лампионы слишком ярки,
И слишком музыка шумна...

И так далее.

Чертеж Павловского вокзала. Wikimedia Commons

Одно время здесь, при Павловском вокзале подвизался «король вальса» Иоганн Штраус. Идея пригласить сюда модного европейца принадлежала уж упоминавшемуся Нестору Кукольнику. И в 1856 году Правление Царскосельской железной дороги заключило с ним контракт на один сезон. Но Иоганн Штраус (россияне называли его Ванькой Страусом) задержался здесь на десять лет.

«Санкт-Петербургские ведомости» сообщали: «В нынешнем году оркестром вокзала будет управлять известный Штраус, который приехал уже сюда прямо из Вены. Мы имели случай видеть его. Он молодой человек, небольшого роста, довольно приятной наружности, с оригинально расчесанными усами, но без бороды. Мастерство его в управлении так называемыми садовыми и бальными оркестрами известно по отзывам иностранных журналов».

Впрочем, за эти десять лет Штраус заметно постарел, обрюзг и обленился. И главное — успел всем надоесть. В одном из рассказов Николая Васильевича Успенского есть такой диалог:

«— В Павловске ведь постоянно Штраус дирижирует? — спрашивала дама в гостиной.

— Да, он вообще повсюду, — отвечала хозяйка».

И когда в 1865 году Штраус потребовал на следующий сезон солидную прибавку к гонорару, а Правление Царскосельской железной дороги ему отказало, многие вздохнули с облегчением.

Митрофанов Алексей
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).