будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
музыка
Май 11, 2017
Pro Science
Руссо Максим

Победа над Страдивари

Победа над Страдивари
ps_pexels-photo-111253.jpeg
. Источник: Pexels

Акустические качества скрипок, созданных итальянским мастером Антонио Страдивари (1644 – 1737) считаются непревзойденными. Обычно полагают, что даже лучшие современные инструменты уступают им. Когда скрипки работы Страдивари попадают на аукционы, их цена составляет миллионы долларов. Рекорд стоимости был поставлен в 2011 года, когда за 15,9 млн. долларов была продана скрипка «Леди Блант», названная по первой известной владелице – внучке поэта Байрона, леди Энн Блант. Средняя цена на инструмент самого высокого класса, созданный современным мастером, составляет 132 тысячи долларов. Тем не менее, при проведенном недавно двойном слепом испытании, когда ни слушатели, ни сами музыканты не знали, кто на каком инструменте играет, звучание современных скрипок было оценено выше.

Слепые испытания с участием скрипок работы Страдивари проводятся не впервые. Уже неоднократно было продемонстрировано, что слушатели не могут отличить их от других скрипок. В 2014 году Клаудия Фритц (Claudia Fritz), музыкальный акустик из Университета Пьера и Мари Кюри, и Джозеф Кертин (Joseph Curtin), скрипичный мастер из Анн-Арбора, штат Мичиган, сообщили, что в двойном слепом тесте с тринадцатью современными инструментами и девятью скрипками старых итальянских мастеров десять высококлассных скрипачей в большинстве предпочли новые скрипки старым.

Скрипка Страдивари в Королевском дворце в Мадриде. Фото: Wikimedia Commons

Нынешний эксперимент был проведен в парижском пригороде Венсенн. В нем использовались три скрипки Страдивари и три высококлассные современные скрипки. Скрипач-виртуоз играл один и тот же отрывок – например, пять тактов из концерта Чайковского для скрипки с оркестром (опус 35) – на каждой из девяти возможных пар инструментов. Затем второй музыкант исполнял на другой музыкальный фрагмент. Порядок инструментов в парах был неизвестен слушателям. Чтобы музыканты тоже не знали, на какой скрипке они играют, на них были надеты специально модифицированные очки, похожи на те, что используют при работе сварщики.

Музыкальные фрагменты исполнялись скрипачами как соло, так и в сопровождении оркестра. 55 слушателей оценивали звучание скрипок на бланках, где инструменты обозначались как «скрипка A» и «скрипка B». Критерии оценки определяли сами слушатели. Затем исследователи обработали результаты и выяснили, что звучание новых скрипок в среднем оценивается лучше, чем старых. Как говорит Клаудия Фритц, полученный результат статистически однозначен.

Второе испытание было проведено той же командой в Нью-Йорке с другими скрипками Страдивари и другими современными инструментами. На этот раз скрипачи играли только без сопровождения оркестра. И снова анкеты 82 слушателей показали, что скрипки современных мастеров играли лучше.

Скрипичный мастер Кристофер Жермен (Christopher Germain) из Филадельфии, член Американского скрипичного общества, который не принимал участие в испытании, назвал его результаты потрясающими. «Я думаю, на всем действительно полезно освободиться от фольклора и так далее и сосредоточиться на том, что мы слышим», – говорит он.

Джозеф Кертин полагает, что результаты тестов не приведут к снижению цен на скрипки работы Страдивари и других «старых итальянцев». Но, по его мнению, профессиональные скрипачи смогут получить инструмент самого высокого уровня, не тратя на него целое состояние, так что это хорошая новость прежде всего для нынешних исполнителей. Клаудия Фритц также обращает внимание на то, что при оценке звука скрипки нельзя полностью игнорировать психологию восприятия. Если слушатель знает, что перед ним звучит легендарный инструмент работы Страдивари, это неминуемо влияет на него, и этот эффект отключить невозможно.

По поводу «секрета Страдивари» мастер Кристофер Жермен полагает, что такое понятие ошибочно. По ее мнению, не существует одного «секрета», делающего скрипки работы Антонио Страдивари уникальными. Гениальный мастер путем долгих поисков нашел множество решений, касающихся как состава лака, так и толщины деки, структуры древесины и других параметров скрипки, поэтому считать, что есть какой-то один «секрет» ошибочно. Жермен говорит, что считать успех скрипок Страдивари результатом одной успешной находки – это как если бы он полагал, что, зная рецепт краски Микеланджело, сможет написать Сикстинскую капеллу.

Результаты эксперименты были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).