будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
политология Медленное чтение
Июль 13, 2025
Pro Science
Мадьяр Балинт Мадлович Балинт

Посткоммунистические режимы. Концептуальная структура

Посткоммунистические режимы. Концептуальная структура
ps_Maguar-Madlovics_Pereplet_1
Посткоммунистические режимы. Концептуальная структура

Издательство «Новое литературное обозрение» представляет двухтомную монографию венгерских социологов и политологов Балинта Мадьяра и Балинта Мадловича «Посткоммунистические режимы. Концептуальная структура» (перевод Юлии Игнатьевой).

После распада Советского Союза страны бывшего социалистического лагеря вступили в новую историческую эпоху. Эйфория от краха тоталитарных режимов побудила исследователей 1990-х годов описывать будущую траекторию развития этих стран в терминах либеральной демократии, но вскоре выяснилось, что политическая реальность не оправдала всеобщих надежд на ускоренную демократизацию региона. Ситуация транзита породила режимы, которые невозможно однозначно категоризировать с помощью традиционного либерального дискурса. Балинт Мадьяр и Балинт Мадлович поставили перед собой задачу найти работающую аналитическую модель и актуальный язык описания посткоммунистических режимов. Так появилась данная книга, предлагающая обновленный теоретический инструментарий для анализа акторов, институтов и динамики современных политических систем стран Центральной Европы, постсоветского региона и Китая. Как в автократиях нейтрализуются институты демократического публичного обсуждения? Почему Китай можно назвать «диктатурой, использующей рынок»? В чем разница между западными популистами и популистами из посткоммунистических стран? Вот лишь небольшой список вопросов, на которые дает ответы эта книга.

Предлагаем прочитать один из разделов книги.

 

Эрозия защитных механизмов: конституционный переворот и автократический прорыв

Поскольку разделение ветвей власти закреплено в конституции, оно не должно являться просто юридическим фасадом, игнорируемым на практике[1]. Но несмотря на то, что существуют институциональные гарантии этого разделения, такие как конституционный суд или другие органы конституционного контроля[2], их полномочия также определяются законом, которым правящая элита может пренебречь. Как мы объясняли выше, фракционная борьба и большое количество автономных политических акторов, заинтересованных в эффективном осуществлении конституционного контроля, как правило, не позволяют политической элите пренебрегать нормами конституции. Несомненно, самым общим основанием, предотвращающим игнорирование закона, является легально-рациональная легитимность либеральной демократии. Когда законность понимается как самоцель, власть закона главенствует, а его юридическая и практическая стороны совпадают, делая эффективной формальную систему сдержек и противовесов. В идеальном сценарии политическим акторам не может даже прийти в голову нарушить положения конституции, поскольку их электорат неизбежно воспримет эти действия как неправильные и незаконные. Напротив, когда демократический фундамент, основанный на легитимности, подменяется субстантивной рациональностью, власть закона теряет свою силу и авторитарные тенденции изрядно подтачивают камень, лежащий на их пути. Действительно, субстантивно-рациональная легитимность в демократических системах является той самой девиацией, которая присуща упомянутым выше «аномальным» акторам. И поскольку мы выделили два типа акторов, практикующих субстантивно-рациональную легитимность, в то время как только один из них организует выборы (коммунисты, продолжая придерживаться марксизма-ленинизма, остаются революционерами), можно довольно точно определить, кто представляет собой аномальный вызов либеральным демократиям. Это популисты[3].

Изучая популистов во власти, Такис С. Паппас заметил, что в каждом реальном случае, когда им удавалось заполучить контроль над государством, они всегда пытались «1) колонизировать государственный аппарат, назначая партийных лоялистов на всех уровнях бюрократической системы; 2) развернуть полномасштабную атаку против либеральных институтов; и 3) установить новый конституционный порядок, который заменяет институты горизонтального контроля на другие, более вертикальные по своей природе институты.

<…> Популисты у государственного руля практически без исключения пытались расширить зону государственной власти и назначить своих сторонников на правительственные должности, тем самым распространив контроль популистского лидера и его партии над ключевыми институтами»[4]. Если перевести слова Паппаса на язык нашей концептуальной структуры, можно сказать, что популисты обычно пытаются преодолеть защитные механизмы либеральных демократий в три шага:

1) они одерживают победу на выборах и приходят к власти;

2) они используют свой демократический мандат для того, чтобы практиковать автократический легализм, направленный на соединение ветвей власти, в частности через (a) усиление исполнительной власти, (b) сокращение компетенций других ветвей власти и местного самоуправления и/или (c) замену акторов, действовавших внутри других ветвей, на патрональных служащих (то есть не на «лояльные партии» в посткоммунистическом регионе, а на людей, лояльных приемной политической семье как неформальной организации;

3) они используют государственную власть, которую осуществляет верховный патрон через соединенные полномочия разных ветвей, чтобы подчинить себе четыре автономии гражданского общества и свести на нет эффективную оппозицию и процесс публичного обсуждения, таким образом консолидируя автократию.

Когда популисты запускают процесс патримониализации политической сферы, можно говорить о попытке установления автократии. Эта попытка подразумевает серию политических шагов по изменению формальных институтов, инициированную правящей элитой и направленную на осуществление системной трансформации демократии в автократию. Изменения, которые касаются соединения ветвей власти, включают[5]:

• расширение состава суда, особенно конституционного (в целях добиться того, чтобы ни одно важное публичное решение не было объявлено неконституционным и не было аннулировано);

• замену глав гражданских судов, что ослабляет судебную власть, переводя значительную часть их полномочий под контроль органа, подчиняющегося государству (чтобы уменьшить шансы граждан, пытающихся восстановить справедливость в делах о нарушении их прав);

• захват прокурорской власти через назначение патронального служащего (для обеспечения политически выборочного правоприменения;

• изменение правил, регулирующих назначение, продвижение по службе, а также замещение госслужащих (в целях институционализации патрональной бюрократии);

• ослабление местного самоуправления (для устранения вертикального разделения властей);

• одностороннее переписывание избирательного законодательства, включая использование джерримендеринга и приоритет мажоритарности (для обеспечения будущей победы на выборах);

• изменение конституции, расширяющее полномочия исполнительной власти, президента или премьер-министра (для усиления политической позиции верховного патрона).

Будет ли успешной попытка установления автократии, зависит главным образом от одного фактора: смогут ли популисты получить квалифицированное большинство на выборах или, если брать шире и включать также президентские системы, смогут ли они получить монополию на власть.

В президентских системах такое, конечно, легче вообразить, так как в руках президента уже сосредоточена довольно большая власть (как будет показано ниже). Но даже в парламентских демократиях, где разделение ветвей власти защищено конституцией, при наличии достаточного большинства существует возможность поменять институциональное устройство.

Таким образом, конституция и некоторые другие законы, обеспечивающие нормальную работу институтов, рассматриваются не как абсолютно неизменные, а как «основные» или «базовые» законы, которые все-таки можно изменить при условии почти полного единодушия внутри определенной политической системы[6]. Хотя такой редкий сценарий обычно представляется в виде соглашения между соревнующимися фракциями о том, что пришло время изменить «правила игры», популисты могут практиковать автократический легализм и пытаться односторонне изменять конституцию, если единолично приобретают монополию на власть. Такое поведение можно назвать «конституционным переворотом»[7]:

◆ Конституционный переворот — это процесс изменения конституции, а также (номинально) базовых институциональных структур демократической политической системы, осуществляемый одним политическим актором с целью усиления исполнительной ветви власти — то есть самого актора и его политического окружения — в ущерб другим ветвям власти, на основании субстантивно-рациональной легитимности (то есть популизма).

Несмотря на то, что мы используем слово «переворот», важно понимать, что, в отличие от военных переворотов, правовая преемственность в данном случае формально сохраняется[8]. Поэтому мы называем этот процесс «конституционным» переворотом, несмотря на то, что в процессе соблюдается лишь буква конституции и полностью игнорируется ее дух. Именно так работает автократический легализм, когда внешний дух конституции попирается и положения основного закона используются для его же уничтожения, то есть для ликвидации либеральной демократии и установления автократических институтов[9]. Распространенные понятия «раздемократизация»[10] и «демократическая деконсолидация»[11] как раз пытаются осмыслить этот парадоксальный процесс: нейтрализацию демократических сдержек без расформирования демократических институтов или уничтожение конституционализма без разрыва правовой преемственности.

В процессе конституционного переворота популист номинально не устраняет разделение властей (скорее наоборот), но соединяет ветви власти, используя свои полномочия назначать чиновников и превращая всю систему в единый вертикальный вассалитет. Те ветви власти, которые могли бы защитить либеральную демократию, нейтрализуются через сокращение их полномочий или использование любого из других методов, описанных нами выше, когда речь шла о судах и обвинении[12].

Поэтому, в противовес идеям Монтескье, который предостерегал нас от сосредоточения всей государственной власти в одних руках, верховный патрон добивается как раз этого, практикуя автократический легализм и ссылаясь на субстантивно-рациональную легитимность.

Мы можем выделить несколько стадий этого процесса.

Первый — это попытка установления автократии, в рамках которой политическая элита пытается ее институционализировать, не обладая при этом монополией на власть для проведения конституционного переворота, переписывания конституции и подавления любых защитных механизмов по своему усмотрению. Вторая стадия этого процесса — автократический прорыв, при котором демократия успешно и системно преобразуется в автократию стараниями правящей политической элиты. В ходе автократического прорыва правящая элита осуществляет конституционный переворот для того, чтобы сконцентрировать государственную власть в одних руках и укрепить авторитарное господство, лишая государственные институты их автономии и свободы через различные изменения, начатые во время стремительной передачи власти[13]. Тем не менее так разрушается лишь первый защитный механизм либеральной демократии, то есть разделение ветвей власти, тогда как третья стадия — автократическая консолидация, которую мы подробно рассматриваем в части 4.4.3.2, предполагает отключение второго защитного механизма — автономии гражданского общества.



[1] Sartori G. Constitutionalism. P. 861.

[2] Sweet A. S. Constitutional Courts // The Oxford Handbook of Comparative Constitutional Law. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 816–830.

[3] Ср.: Pappas T. Distinguishing Liberal Democracy’ s Challengers // Journal of Democracy. 2016. Vol. 27. № 4. P. 22–36.

[4] Pappas T. Populists in Power // Journal of Democracy. 2019. Vol. 30. № 2. P. 73.

[5] Kis J. Demokráciából Autokráciába. P. 59–60; Scheppele K. Autocratic Legalism.

[6] Grimm D. Types of Constitutions // The Oxford Handbook of Comparative Constitutional Law. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 98–132.

[7] Vörös I. A «Constitutional» Coup in Hungary between 2010–2014.

[8] Jakab A. What Can Constitutional Law Do against the Erosion of Democracy and the Rule of Law? P. 2.

[9] Vörös I. A «Constitutional» Coup in Hungary between 2010–2014. P. 45.

[10] Bogaards M. De-Democratization in Hungary: Diffusely Defective Democracy // Democratization. 2018. Vol. 25. № 8. P. 1481–1499.

[11] Foa R. S., Mounk Y. The Danger of Deconsolidation: The Democratic Disconnect // Journal of Democracy. 2016. Vol. 27. № 3. P. 5–17.

[12] Scheppele K. Autocratic Legalism. P. 549–556.

[13] Kis J. Demokráciából Autokráciáb. P. 62–67

Мадьяр Балинт Мадлович Балинт
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).