будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
нейробиология память биология
Октябрь 6, 2014
Pro Science
Брутер Александра

Причуды памяти

Причуды памяти
ps_curiousity_not_rover
. Источник: woodleywonderworks/Flickr

Помните в подробностях тот день десятилетней давности, когда вы узнали, что вас зачислили в университет, в котором вы всегда мечтали учиться, но не помните, что было неделю назад? Ваш сын помнит всех игроков, играющих в чемпионате России по футболу, но не в состоянии запомнить список английских неправильных глаголов? Ученые нашли объяснение и даже, возможно, способ помочь с неправильными глаголами. Статья об этом опубликована в журнале Neuron учеными из Калифорнии. Оказывается, что любопытство, сильное желание узнать что-либо улучшают память. При этом улучшается не только способность запоминать связанное с предметом интереса, но и все, что попадется под руку в это время.

Опишем схему эксперимента. В первом, калибровочном, эксперименте испытуемым показывали вопросы викторины и просили их указать, насколько они уверены в своем ответе и насколько этот ответ им интересен (все по шестибалльной шкале). Ответ на этом этапе не демонстрировался. Из всех вопросов выбирались те, в которых испытуемый не был уверен в ответе, они задавались уже непосредственно в самом эксперименте.

В основном эксперименте испытуемым показывали вопрос, в ответе на который они сильно сомневались. Затем после паузы, пока они ждали ответа, им показывали фотографии посторонних людей. После этого, не предупредив заранее, испытуемым устроили тест на вспоминание показанных фотографий и ответов на вопросы викторины. Во время исследования за событиями в головном мозге испытуемых наблюдали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).

Во-первых, выяснилось (и это совершенно ожидаемый результат), что чем интереснее было испытуемым узнать ответ на вопрос, тем лучше они его запоминали. Но, оказалось, что, чем интереснее было узнать ответ на вопрос, тем лучше запоминалось лицо, которое показывали перед тем, как показать этот очень интересный ответ. Это уже более неожиданный результат. Эта тенденция сохранилась и в том случае, когда участников эксперимента тестировали через 24 часа после демонстрации картинок и ответов.

Данные, полученные с помощью фМРТ, указывали на то, что ожидание ответа на интересующий вопрос вызывало в головном мозге повышение активности в структурах системы вознаграждения. Система вознаграждения играет большую роль в закреплении поведения. То есть, фактически, интерес к чему-то превращает внешнюю мотивацию во внутреннюю, практически единственно эффективную. Совершенно бесполезно требовать от ребенка, чтобы он запомнил всех английских королей в правильном порядке, пока ему это не интересно. По той же причине неэффективной оказывается попытка мотивировать административными методами, они не вызывают любопытства.

Кроме этого повышенная активность наблюдалась в гиппокампе, ответственном за формирование воспоминаний. Усиливалось также взаимодействие между гиппокампом и системой вознаграждения. Это значит, что память в этот момент улучшалась неспецифически, то есть испытуемый лучше запоминал в этот момент что угодно, а не только то, что ему непосредственно интересно.

У этого открытия может быть несколько полезных применений.

Во-первых, оно может подсказать, как разработать более эффективные методики обучения в учебных заведениях и на рабочем месте. При освоении даже нужных полезных и интересных в целом дисциплин приходится иногда иметь дело со скучными и нудными фрагментами материала. Руководствуясь описываемым исследованием, программу нужно составить так, чтобы эти скучные фрагменты перемежались более интересными и захватывающими.

Во-вторых, результаты можно использовать при обучении людей, страдающих нарушениями работы нервной системы, или пожилых людей, у которых память уже начала ухудшаться.

Брутер Александра
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).