Археологи из Университета Иоганна Гутенберга в Майнце, Центра археологии Ассоциации Лейбница и Лейденского университета сообщают, что обнаружили следы порезов на костях двух видов бобров со стоянки гоминидов возрастом 400 тысяч лет в Бильцингслебене в центральной Германии.
«Точное понимание рациона питания ранних гоминидов затруднено тем фактом, что археологические данные сильно смещены в сторону останков крупных копытных, в то время как точно известно, что зависимость только от их мяса не обеспечила бы достаточной базы существования, учитывая пищевые потребности человека, — пишут первый автор исследования Сабина Гаудзински-Виндхойзер и ее коллеги. — Недавние исследования выявили большее разнообразие в выборе пищи, включая регулярное использование различных мелких животных, растительной и водной пищи, не только для раннего современного человека в Африке, но и для неандертальцев, в основном из южных частей их ареала».
Однако эти данные относятся преимущественно к среднему каменному веку в Африке и к позднему среднему палеолиту в Европе, примерно 125 000 лет назад. Гораздо меньше известно о рационе среднеплейстоценовых предшественников как неандертальцев, так и сапиенсов.
В новой работе авторы изучили большой комплекс фауны со стоянки гоминидов возрастом 400 000 лет в Бильцингслебене в Тюрингии. Они использовали увеличительные стекла и цифровые микроскопы для исследования 2496 образцов (1963 зубов и 533 черепных и посткраниальных костей и костных фрагментов) двух видов: современного обыкновенного бобра (Castor fiber) и вымершего гигантского бобра Trogontherium cuvieri. На костях ученые обнаружили следы разделки туш каменными орудиями. Судя по характеру распределения следов порезов, бобры могли использоваться местными жителями как источник шкуры, а также мяса.
Интересно, что кости принадлежат преимущественно молодым бобрам. «Бобры — моногамные и территориальные животные, они живут в 1–3 км вдоль ручьев, — рассказывают исследователи. — В бобровой хатке обычно проживают родители и два поколения потомства. По достижении половой зрелости молодые бобры изгоняются и начинают создавать свою собственную территорию и жилище. Доминирование этого возрастного класса в Бильцингслебене можно интерпретировать как результат повторяющегося нападения гомининов на молодых бобров в течение длительного времени. Из-за полуводного образа жизни бобры требуют иной тактики охоты, чем на более крупных наземных животных. Хотя этнографические и исторические источники показывают, что бобров в основном ловили с помощью сетей или капканов, часто установленных на выходе из хаток, акцент на молодых бобрах в Бильцингслебене предполагает другие методы индивидуальной охоты. В отличие от мелких млекопитающих, таких как кролики и зайцы, которые, как недавно было показано, играли некоторую роль в рационе гоминидов в северо-западном Средиземноморье, бобры были высокоранговыми животными-жертвами, ценным ресурсом для охотников-собирателей в Евразии и Северной Америке, начиная с раннего голоцена, что ясно продемонстрировано их обильными останками в археологических комплексах».
Результаты иссследования были опубликованы в журнале Scientific Reports.