будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Октябрь 29, 2023
Pro Science
Стив Каплан

Путь комического героя

Путь комического героя
ps__Put_komicheskogo_geroya

Издательство «Альпина нон-фикшн» представляет книгу Стива Каплана «Путь комического героя. Очень серьезная структура очень смешного фильма» (перевод Анны Поповой).

Создание комедии — серьезное дело. Это путешествие, полное опасностей и страхов, — но если следовать концепциям и структурам, описанным в этой книге, оно пройдет гораздо легче. Стив Каплан объясняет, почему комедии обычно не вписываются в традиционные драматические структуры повествования, и определяет новые ритмы, которым может следовать комедийный автор.

По-настоящему полезные, практические примеры иллюстрируют новый взгляд на структуру комедии. Вы не только узнаете много нового, но и от души посмеетесь! Если вам не хватает вдохновения и поддержки в написании очередного комедийного сценария, вам напомнят замечательные комедийные сцены, которые вас вдохновят, и расскажут о важных архетипах персонажей и структур, которые помогут в работе.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

Почти в каждом комедийном сюжете есть приглашение — персонажа приглашают или зовут куда-нибудь пойти или предлагают сделать что-нибудь, что приведет к катализатору. Вашему главному герою поручают отправиться в Панксатони, чтобы снять репортаж о фестивале в День сурка (в фильме «День сурка»). Или его зовут на вечеринку в дом Джеймса Франко («Конец света 2013»). В фильме «В поисках Галактики» Тима Аллена и остальных актеров старого научно-фантастического телешоу приглашают выступить на фестивале комиксов. В «Шпионе» Мелиссу Маккарти приглашают на стратегическую сессию, чтобы обсудить, как продолжить шпионскую миссию погибшего героя Джуда Лоу. Или Энди (Стива Карелла) приглашают поиграть в покер (потому что больше некого позвать) с Полом, или «Мы больше не в Канзасе» с Раддом, Сетом Рогеном и Романи Малко (в «Сорокалетнем девственнике»). Если бы Энди не пригласили или если бы он не пришел, его секрет, возможно, так бы никогда и не раскрылся и вся последующая история не состоялась бы.

Приглашение — это с виду невинное событие, когда ваш персонаж непреднамеренно, случайно, по ошибке или неохотно оказывается в положении, где попадает в ситуацию «Какого черта?!», — и она оказывается исключительным, фантастическим или абсурдным событием. Это событие лежит в основе пути комедийного героя, и мы называем его комедийной предпосылкой.

Ложь, в которой скрывается правда

Комедийная предпосылка — это ложь, несоответствие, которое Джон Морреалл определяет как «нарушение привычных концептуальных шаблонов и наших ожиданий» и которое позволяет автору раскрыть большую правду. Многие люди видят в предпосылке фильма инструмент продаж — логлайн, крючок или какую-нибудь высокую концепцию, тот самый минутный «диалог в лифте», который убедит Стивена Спилберга поддержать ваш фильм, пока он не вышел на своем этаже1. Я же предпочитаю рассматривать комедийную предпосылку как инструмент, который будоражит воображение зрителя.

Но сперва поговорим о новом человеке-пауке

Позвольте мне сделать небольшое отступление.

Признаюсь — я фанат комиксов.

Когда я был маленьким, я открыл для себя комиксы «Марвел», а комиксы «Марвел» совершили революцию в сценаристике комиксов, поскольку до них супергерои были просто хорошими. Супергерой всегда творил добро и боролся со злом. Боролся со злом и творил добро. И так далее.

Поэтому, когда я прочитал первого «Человека-паука», он меня просто поразил. У «Марвел» герои не были особенно героическими. По сути они не были героями. Конечно, они сражались с плохими парнями, но сами по себе были обычными людьми, с которыми что-то происходит и которые изо всех сил стараются приспосабливаться к новым обстоятельствам. Возьмем, к примеру, Человека-паука. В комиксе Питер Паркер — старшеклассник-ботан, который обрел суперспособности после того, как его укусил радиоактивный паук. Может ли такое случиться в реальной жизни? На самом деле нет — независимо от того, на скольких Комик конах вы побывали. Если бы вас укусил радиоактивный паук, вы получили бы шрам и, возможно, инфекцию. А суперспособности? Нет уж, извините.

Но что, если бы вы и вправду получили суперспособности? Что было бы тогда? Вы бы осознали свою великую ответственность? Стали бы бороться со злом? Или стали бы грабить банки? Или просто перестали бы стоять в пробках? Что бы вы сделали? Сейчас вы придумываете свой собственный ответ на этот вопрос.

Возможно, этот ответ приведет к новым вопросам, а они — к еще большему количеству ответов. Этот процесс «А что, если?» и закладывает основу сюжета. История, которую придумали ребята из «Марвел», основана на том, что, если бы вы вдруг получили суперспособности, то все равно остались бы подростком-ботаником.

Вам все так же трудно было бы найти работу, у вас были бы все те же проблемы с девушкой. Просто вдобавок к этому у вас бы еще появились суперспособности. Эта идея проста, но великолепна: оттолкнуться от предпосылки и задать вопрос «А что, если?».

История пишет сама себя

Несколько лет назад я проводил семинар в компании «Дисней» для целой аудитории аниматоров. (Иронично, что аниматорам больше всех нужен свой собственный аниматор. Обычно это замкнутые художники или компьютерные гении, и мне было трудно заставить их реагировать.) Я старался болтать с ними до начала занятий и стал приучать их высказываться на занятии.

И я задал вопрос:

— А над чем вы сейчас работаете?

Они ответили:

— Ну, мы заканчиваем один проект, «Суперсемейка».

— А о чем он? — спросил я.

— Ну, — ответили они, — это такая семья супергероев, которым приходится не пользоваться суперспособностями, потому что это незаконно, и работать на обычной работе.

Как я уже упоминал, я фанат комиксов, поэтому предпосылка мне ужасно понравилась. «Ого, здорово! То есть там есть сцена, где они все такие супергерои, а потом сцена, где кто-то из них сидит в офисе, совсем не как супергерой? А потом сцена семейной ссоры с суперспособностями? И потом с помощью монтажа они снова становятся обычными людьми?» Я предсказал примерно треть сцен, которые и правда есть в этом мультфильме, не потому что я экстрасенс, гений или просто догадался, а потому что мне настолько понравилась идея, она настолько взбудоражила мое воображение, что я сразу же стал представлять персонажей, сцены и целые эпизоды.

Чем лучше предпосылка, тем ярче развивается история у вас в голове. Она буквально сама разворачивается у вас в воображении.

Позвольте мне привести пример. На семинарах мы выполняем письменное упражнение: аудитория разбивается на небольшие группы, и каждая группа должна придумать свою комедийную предпосылку.

Предпосылка должна:

1. Определять главного героя.

2. Заключать в себе проблему или конфликт.

3. Состоять из одного-двух предложений.

4. Вызывать смех или хихиканье, но это не обязательно2.

Как-то раз на семинаре несколько лет назад одна группа придумала такую предпосылку: «Проигравшая футбольная команда в колледже понимает, что единственный способ победить — уложить ботаника… в постель». Последовала небольшая пауза, и в зале стали раздаваться смешки, а это всегда хороший знак.

С тех пор на семинарах перед началом упражнения на предпосылку я всегда привожу этот пример новой аудитории: «Проигравшая футбольная команда в колледже понимает, что единственный способ победить — уложить ботаника… в постель». Затем я задаю простой вопрос: «Какие сцены могут быть в этом фильме?»

Почти сразу же слушатели предлагают десяток возможных сцен: победу команды, проигрыш команды, сборы ботаника на свидание, мальчишник, как они сводят ботаника с проституткой и все кончается ужасно, или все кончается замечательно, ботаник становится классным, даже слишком крутым для этого колледжа, и им приходится искать нового ботаника, и так далее.

Может, вам бы и не захотелось писать сценарий к такому фильму. Может, вам бы и не захотелось такой фильм смотреть, даже в самолете и бесплатно. Но суть в том, что ни у кого не возникло писательского блока — парализующей мысли «Что же делать дальше?». Слушатели сразу придумали столько сцен и персонажей, что хватило бы на целый фильм. За пять минут.

Дело не в том, чтобы следовать какой бы то ни было формуле. Если бы на семинаре было 50 человек, то получилось бы по крайней мере 50 разных способов3 развить эту предпосылку. Ведь у каждого человека собственное ощущение истории и повествования, и каждый может развить сценарий по-своему.

Комедийная предпосылка может послужить мощным противовесом распространенному писательскому страху — писательскому блоку и чистому листу (или пустому экрану), который его олицетворяет.

Невозможное / неправдоподобное

Для комедийной предпосылки мы сочиняем ложь, невозможное или неправдоподобное событие. Может ли так случиться, что человек раз за разом просыпается в один и тот же день? Нет. Это невозможно. Так не бывает. Но может ли так случиться, что мужчине 40 лет, а он еще ни разу не занимался сексом («Сорокалетний девственник»)? Пожалуй, может. Но стали бы все его коллеги отчаянно пытаться помочь ему с кем-нибудь переспать? Вряд ли. Это не невозможно, но неправдоподобно. В фильме «Довольно слов» массажистка заводит отношения с бывшим мужем своей новой лучшей подруги и клиентки, а затем, когда она это понимает, не может рассказать об этом ни ему, ни ей. Предпосылка небольшая, но правдоподобна ли она? Многие ли, сами того не зная, встречались с бывшими мужьями новой лучшей подруги, которая вечно поливает своего бывшего мужа грязью? Нет? Вот поэтому я и считаю, что это неправдоподобно. На этапе «Какого черта?!» происходит невозможное или неправдоподобное событие.

Иногда неправдоподобное — это своего рода превосходная степень, что-то наибольшее или наименьшее. Это самый одинокий парень в Нью-Йорке или человек, который с наименьшей вероятностью может оказаться шпионом. Один из примеров структуры, основанной на превосходной степени, — «Бродвей Денни Роуз» Вуди Аллена. В начале фильма несколько комиков сидят за столом в «У Линди» и обсуждают легендарного Денни Роуза, самого преданного агента (оксюморон, конечно) худших актеров в мире. Они по очереди рассказывают истории, а затем один комик наклоняется к другим поближе и говорит:

— Давайте я расскажу вам лучшую историю о Денни Роузе!

И весь фильм представляет собой инсценировку этой «лучшей» истории. Еще одна превосходная структура — в фильме «Когда Гарри встретил Салли». Все начинается с того, что пары записывают видеоинтервью о том, как они познакомились. И история Билли Кристала и Мэг Райан — последняя и лучшая из них. Самые глупые в мире приятели отправляются в путешествие? «Тупой и еще тупее». Самый необычный иностранный репортер отправляется в Америку, чтобы встретиться с Памелой Андерсон? «Борат».

Иногда неправдоподобное — это маловероятная реакция комедийного героя на ничем не примечательное событие. В «Тутси» агент говорит персонажу Дастина Хоффмана, что никто не хочет нанимать его из-за его поведения. В реальной жизни такое происходит удручающе часто, в «Тутси» же у Хоффмана возникает великолепная, хоть и безумная, идея переодеться женщиной и пройти прослушивание на роль в мыльной опере.

Как только вы придумали комедийную предпосылку — огромную ложь (или неправдоподобную ситуацию), вокруг которой будет развиваться повествование, — вам необходимо учитывать и придерживаться следующих основных принципов:

Как только предпосылка определилась, НЕЛЬЗЯ ВЫДАВАТЬ ЕЩЕ ОДНУ ЛОЖЬ.

Вы сообщаете только одну ложь, которая приводит кино в движение, а после этого историю нужно развивать искренне, органично и правдиво.

В фильме «Большой» нам предлагают поверить, что маленький мальчик за одну ночь превращается во взрослого мужчину (что невозможно), но с этого момента сюжет развивается правдиво, и больше никакой лжи здесь нет. «Шпион» убеждает нас в том, что Мелисса Маккарти лучше всех героических шпионов-мачо.

Предпосылка фильма «Быть Джоном Малковичем» заключается в том, что кто-то обнаруживает секретный вход в голову Джона Малковича. Могло ли такое случиться? Нет. Но все остальное, что происходит потом, должно правдоподобно развиваться из этой единственной лжи.

В мультфильме «Цыпленок Цыпа» антропоморфный цыпленок по ошибке сообщает жителям города, что небо падает, ставя тем самым в неловкое положение и себя, и своего отца, причем в тот период, когда ранимый подросток готов скорее умереть, чем пережить унижение. Кульминацией фильма становится большой бейсбольный матч, где наш герой цыпленок Цыпа совершает хоум-ран, выигрывает игру и наконец завоевывает уважение в глазах отца. Казалось бы, конец истории. Но нет, это только ПОЛОВИНА фильма. Дальше происходит инопланетное вторжение, лишь косвенно связанное с историей, за которой мы наблюдали весь первый час. Результат — не очень успешный фильм (по крайней мере, по мнению критиков Rotten Tomatoes, которые присвоили ему рейтинг 37 %).

Если добавить еще больше невозможных и маловероятных ситуаций, пусть смешных и веселых, в и без того невозможную или маловероятную завязку, комедийная предпосылка от этого лучше не станет. Одна из самых распространенных ошибок у сценаристов, которых я консультирую, — три или четыре равнозначные предпосылки, три или четыре отдельных сюжета, соревнующиеся друг с другом. Комедийная предпосылка — ваша единственная ложь, после нее нужно развивать события органично при помощи персонажей.

1. Лично я считаю лучшей репликой в лифте: «На второй нажмите, пожалуйста!»

2. У вас будет возможность проделать это упражнение в конце главы.

3. Наверное, даже больше 50. У моего раввина была поговорка: «Десять человек — двенадцать мнений».


Стив Каплан
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).