Готовясь к выставке в честь 300-летия художника Джошуа Рейнольдса (1723–1792), реставраторы раскрыли изображение демона на одной из его картин, остававшееся долгое время закрашенным.
Картина «Смерть кардинала Бофорта» (1789) входит в богатое художественное собрание баронов Ликонфилд и находится в их именни Петуорт-хаус в Западном Сассексе. В 1963 году коллекция картин и статуй была передана Национальному фонду в качестве налога на наследство. Сейчас в Петуорт-хаусе действует музей, но бароны Ликонфилд сохранили право проживания в усадьбе и обширные земельные владения.
Картина Рейнольдса иллюстрирует сцену из драмы Шекспира «Генрих VI, часть вторая», в которой король Генрих посещает умирающего кардинала Бофорта. Король произносит фразу:
О вечный двигатель небес, взгляни
На страждущего милосердным оком!
О, прогони лукавого врага,
Что осаждает гибнущую душу!
Отчаянье из сердца изгони! (перевод Евгении Бируковой)
Этого «лукавого врага» Рейнольдс решил изобразить буквально — в виде омерзительного лица прямо над подушкой умирающего. Современники восприняли этот шаг художника с неодобрением. Один критик назвал картину «слишком нелепой и ребяческой, чтобы избежать порицания», а другой заявил, что она «не делает чести суждению художника». «Когда картина впервые была выставлена в 1789 году в Шекспировской галерее, она вызвала больше споров, чем любая другая работа на выставке, — говорит Джон Чу, старший национальный куратор по картинам и скульптуре Национального фонда. — Рейнольдс пошел против художественных условностей того времени, придав физическую, чудовищную форму шекспировской фигуре речи. Хотя в литературе считалось приемлемым представить в форме демона нечто, находящееся в сознании человека, визуальное включение демона в картину придавало ему слишком физическую форму. Находились даже люди, которые утверждали, что его следовало закрасить, хотя записи разговоров с художником показывают, что он сопротивлялся таким попыткам переделать произведение».
«Смерть кардинала Бофорта» Джошуа Рейнольдса. National Trust
По данным Национального фонда, хотя демон присутствует на ранних репродукциях картины, при выпуске второго тиража после смерти художника он уже был скрыт. Со временем демон исчез и из оригинала. Краски потемнели, облик чудовища потускнел и слился с фоном, а первые реставраторы не делали попыток его восстановить. Похоже, что они, напротив, приложили усилия, чтобы скрыть его. В ходе нынешней реставрации были обнаружены поновления в живописном слое, а также шесть слоев лака.
«Это большая картина, и мы хотели убедиться, что она по-прежнему представляет то, что изначально нарисовал Рейнольдс, что включало в себя возможность обнаружить демона путем удаления всех неоригинальных потемневших лаков», — говорит старший реставратор Бекка Хеллен.