Как известно, нынешний обычай наряжать рождественскую/новогоднюю елку пришел к другим народам из Германии, но во многих случаях наложился на местные традиции украшать ритуальное дерево во время зимних праздников. Подробно об этом можно прочитать в очерке «История елки». Сегодня мы хотим дополнить этот очерк рассказом о еще одной народной традиции, в которой можно увидеть прообраз нынешней новогодней елки. Эта традиция существовала в античной Греции.
В древних Афинах каждый год отмечался праздник пианепсии (Πυανέψια). Проходил он на седьмой день месяца, который в честь праздника назывался пианепсион, что соответствовало концу октября. Название праздника, как считается, происходит от слов πυάνους — «боб» и έψω — «жарю, варю» и дано по традиционному праздничному угощению. Согласно Ликургу, в других греческих городах этот праздник называли панопсиями (Πανόψια), поскольку в это время года «все плоды были видны» (πάντας τοὺς καρποὺς τῇ ὄψει).
Посвящались пианепсии Аполлону — как богу солнечного света, которого благодарили за урожай и прощались с ним, так как бог на зиму покидал Грецию, отправляясь в страну гипербореев. Плутарх сообщает, что основателем праздника был Тесей, который, отправляясь на Крит на бой минотавром, посетил святилище Аполлона и принес богу обет в случае победы пожертвовать тому оливковые ветви. А праздничное кушанье из вареных бобов появилось из-за того, что именно ими утолили голод спасенные греческие юноши и девушки после возвращения в Афины.
В день праздника мальчики ходили по городу, держа в руках ветви оливы, обвитые красными и белыми шерстяными нитями и украшенные различными плодами, маленькими сосудами с медом, вином и оливковым маслом, и небольшими металлическими сферами, которые представляли Солнце и Луну. Ветви эти называли эйресионами (εἰρεσιώνη), от слова ἔριον — «шерсть (ткань)». После праздника одну эйресиону вешали над входом в храм Аполлона, а другие дети разносили по своим домам, где их также вешали над дверью. Эйресиона оставалась там весь год, служа талисманом, пока ее не сменяли новой эйресионой и сжигали. Иногда эйресиона, висевшая над дверью, делалась в виде венка. Обычай вешать эйресиону упоминается в комедии Аристофана «Всадники», где два главных героя подходят к дому Демоса (персонификации афинского народа) и зовут его, а тот им отвечает: «Кто кричит? Отойдите от двери, не то поломаете эйресиону».
Афинские мальчики не просто ходили с ветвями в руках, но и пели особые песни, которые тоже назывались эйресионами. Текст одной из них сохранил Плутарх в жизнеописании Тесея:
Смоквы приносит
И сдобные булки
Нам Эйресиона,
Сладкого меда в горшке
И масло для умащения,
Добрую чару вина, —
Угостился и спи, опьяненный (перевод Якова Голосовкера).
Еще один дошедший до нас текст эйресионы приписывался самому Гомеру («Жизнь Гомера» Псевдо-Геродота). Якобы, когда Гомер жил на острове Самос, он зарабатывал на жизнь тем, что, приходя в дома, исполнял эту песню. От него песню узнали местные мальчишки, и потом ее еще долго пели. Вот подстрочный перевод фрагмента оттуда: «Мы направились к дому богатого человека. <...> Врата распахиваются! Появляется Богатство в сопровождении радостного Веселья и нежного Покоя. Да переполнятся кубки, да поднимется пламя из очага, пусть застонет стол под обильным бременем! Пусть придет к тебе жена сына, в колеснице запряженной мулами! Пусть она, сидя в янтарном кресле, радостно прядет свою шерсть! Я вернусь, да, я вернусь, как ласточка каждый год! Я у ваших ворот! Подарите ли вы мне что-нибудь или нет, я не останусь; Я не собираюсь жить с тобой!»
Содержание этих песен удивительно похоже на колядки, которые распевали дети на Святках по всей Европе, обходя дома односельчан. В них призывается благополучие и изобилие для этого дома и содержится просьба о вознаграждении. Колядки (Τα Κάλαντα) хорошо известны и в Греции. В традиционном греческом сельском обществе их исполняли и взрослые, и дети в период между Рождеством и Крещением. Угощением для колядующих традиционно служила еда, но в XX веке ей на смену пришли небольшие суммы денег. В руках у колядующих порой были ветви, украшенные зеленью, цветами или фонариками.
Никифорос Литрас «Каланда» (1872)
Связь античных песен-эйресион и колядок христианской эпохи была очевидна уже в Византии, ведь исполнение колядок осуждалось в 680 году VI Вселенским собором как языческое наследие. Но запреты оказались не действенны.
Более того, в Греции часто можно встретить мнение, что древняя эйресиона была позаимствована у античных греков их северными соседями, но, так как олива у них не росла, ее заменили на ель, а уже спустя тысячелетия традиция вернулась в Грецию в виде рождественской елки. Елку действительно впервые нарядили в Греции в 1833 году во дворце короля Оттона I (представителя баварской династии Виттельсбахов) в городе Нафплион, который тогда был столицей страны. Широко распространился обычай наряжать елку среди греков лишь начиная с 1950-х годов.