Археологи Британского музея обнаружили во время раскопок древнего города Гирсу на территории Ирака два храма, построенные один над другим.
Гирсу, находящийся на территории современной иракской провинции Ди-Кар, возможно, был заселен уже в убейдский период (5300–4800 гг. до н. э.), но значительным городом он стал при шумерах, в раннединастический период (2900–2335 гг. до н. э.). Во времена знаменитого шумерского царя Гудеа город стал столицей и продолжал оставаться религиозным центром государства после того, как центром политической власти стал город Лагаш. В период третьей династии Ура (ок. 2112—2003 гг. до н. э.) Гирсу был крупным административным центром. После падения Ура значение Гирсу снизилось, но он оставался населенным, переживая сменявшие друг друга царства, примерно до 200 г. до н. э.
Во время раскопок археологи нашли остатки шумерского храма, поверх которых был построен другой храм, посвященный Геркулесу и его местному эквиваленту, богу-герою Нингирсу, также известному как Нинурта. Ученые считают неслучайным, что эллинистический храм был выстроен на том же месте, где за полтора тысячелетия до этого находился шумерский храм. «Это показывает, что жители Вавилонии в IV веке до нашей эры обладали обширными знаниями своей истории, — говорит археолог Себастьян Рей. — Наследие шумеров всё еще было очень ярким».
Надпись с упоминанием Ададнадинахте. Фото: The Girsu Project
Исследуя территорию двойного храма, археологи обнаружили серебряную греческую драхму, захороненную под алтарем, а также кирпич с надписью, в которой упомянут Ададнадинахте (Adadnadinakhe), что переводится как «Адад, дающий братьев». Адад — это древний месопотамский бог бури, молний и дождя, известный также под шумерским именем Ишкур. Ученые предполагают, что в эллинистический период такая надпись означала греческого Зевса, а в эпитете «дающий братьев» видят связь с Александром Македонским. С Зевсом в те времена ассоциировался и древнеегипетский Аммон, который через своего оракула признал Александра Македонского своим сыном. Таким образом, бог оказался отцом братьев: Геракла и Александра. Александр мог лично посещать святилище в Гирсу во время своего пребывания в Вавилоне.
Помимо этого, исследователи обнаружили подношения, которые обычно жертвовали после битвы, в том числе глиняные фигурки солдат. «Найденные статуэтки, происходящие из разных мест эллинистического мира, должно быть, были принесены в храм посетителями, — говорит Себастьян Рей. — Среди них есть македонские всадники, которые имеют сильные ассоциации с Александром. В сочетании с явными признаками присутствия македонцев в святилище возникает интригующая возможность того, что Александр прямо и активно руководил воссоздание храма».