Издательства «КоЛибри» и «Азбука-Аттикус» представляют книгу Сьюзен Голдин-Мэдоу «Думая руками: Удивительная наука о том, как жесты формируют наши мысли» (перевод Антона Курилова).
Как распознать искренние чувства и эмоции собеседника? Как сделать, чтобы люди всегда вас правильно понимали? Как идеально вести себя на публике в конфликтных ситуациях? В первую очередь в голову приходит простой ответ: «Нужны суперспособности!» Когнитивный психолог Сьюзен Голдин-Мэдоу считает, что такие суперспособности есть у каждого и секрет их прячется совсем рядом — в наших руках. Погрузитесь вместе с автором в подробное и глубокое исследование жестикуляции и ее роли в общении. Узнайте, когда необходимо дать волю жестам, а когда, наоборот, расслабленно сложить руки на коленях. Научитесь управлять жестами, чтобы проводить успешные переговоры с коллегами и бизнес-партнерами, знать, когда собеседник что-то скрывает от вас, и видеть настоящие эмоции окружающих вас людей.
Предлагаем прочитать начало одного из разделов книги.
Жест может передавать отличную от речи информацию
Первая в моей практике аспирантка, Р. Брекинридж Черч, или просто Бреки, однажды заметила то, что мы позже назвали несовпадением речи и жестов. Каждый год в рамках курса по психологии развития я показывала студентам видеофильм, которым в свое время поделилась со мной Рошель Гельман, известный психолог развития и один из двух моих научных руководителей в Пенсильванском университете. На видео был показан ребенок, участвующий в эксперименте по решению задачи на сохранение чисел, разработанной известным швейцарским психологом Жаном Пиаже. Исследователь показывал ребенку два ряда с одинаковым количеством шашек и спрашивал, одинаково ли количество шашек в обоих рядах. Ребенок смотрел на них и говорил, что количество шашек в обоих рядах одинаково. Затем экспериментатор увеличивал расстояние между шашками в одном из рядов и спрашивал ребенка, одинаково ли теперь количество шашек в двух рядах. Мы с вами сказали бы: «Да, конечно» — как и дети, которые понимают, что количество шашек не изменится от увеличения дистанции внутри ряда. Но некоторые из них были уверены, что число изменилось. Чтобы полностью понять принцип мышления этих детей, Пиаже попросил их объяснить свою точку зрения. Дети, которые были уверены, что количество шашек изменилось, сказали, что в ряду с большей дистанцией между шашками шашек больше, чем в ряду с меньшей дистанцией, потому что «их передвинули» или потому что «они занимают больше места». Наблюдая за их ответами, Пиаже упустил важную деталь: каждый ребенок жестикулировал, объясняя свою точку зрения. Из года в год просматривая эту видеозапись со своими студентами, я наконец обратила внимание на жесты и предложила Бреки разработать систему их описания.
В ходе описанного выше исследования Пиаже разделил объяснения, приведенные детьми, на конкретные типы. Как потом оказалось, каждому из этих типов соответствовали определенные жесты, производимые детьми, и Бреки удалось их классифицировать. Со структурой речи и структурой жестов Бреки работала по отдельности: речь она описывала с выключенным изображением, а жесты — с выключенным звуком. Это привело ее к интересному открытию: иногда объяснение, заключенное в жесте ребенка, не совпадало с объяснением, заключенным в его словах. Вот один пример. Ребенок говорит: «Количество шашек отличается, потому что вы их передвинули». Это объяснение сфокусировано на действии экспериментатора. Но в то же время ребенок зигзагом двигает свой указательный палец от первой шашки 1-го ряда к первой шашке 2-го ряда, затем от второй шашки 1-го ряда ко второй шашке 2-го ряда и так далее. Своими жестами он указывает на однозначное соответствие между шашками в двух рядах, что свидетельствует о частичном понимании сохранения количества шашек. Теперь сравните этого ребенка с другим, который говорит: «Количество отличается, потому что вы передвинули шашки». Говоря это, он жестами изображает увеличение дистанции между шашками. Таким образом, его жесты и речь совпадают, потому что сообщения, заключенные в них, не противоречат друг другу. Непохоже, что он может догадываться о сохранении количества шашек.
Мы предположили, что дети, у которых встречались такие несовпадения речи и жестов, имели больше шансов понять принцип сохранения количества, чем дети, у которых информация в речи и жестах была одинаковой.
Чтобы подтвердить нашу догадку, мы повторили эксперимент Пиаже, а затем провели урок по сохранению чисел и подсчитали, кто из детей, неправильно ответивших на вопрос о шашках, лучше усвоил тему урока. Как мы и думали, дети, у которых до урока возникали несоответствия между жестами и речью, усвоили тему успешнее, чем те, у которых этих несоответствий не было. Таким образом, несоответствие жестов и речи стало хорошим индикатором того, кто с большей вероятностью готов был усвоить урок 12.
О чем говорит нам это открытие? Жесты отражают то, что происходит в голове учащегося, а также показывают, с какой вероятностью он может прийти к правильному ответу. Понимание того, кто из учащихся готов усвоить учебный материал, позволит учителям более осознанно выстраивать свои занятия: они смогут по-разному объяснять тему детям, у которых жесты и речь совпадают, и детям, у которых они различаются.
Как мы увидим позже в этой главе, учителя и так делают это естественным образом, без каких-либо советов с нашей стороны! Подводя итог нашего эксперимента, можно сказать, что все дети, выполнившие задачу по сохранению чисел, использовали в своих ответах жесты, поэтому их готовность к дальнейшему обучению не может быть объяснена самим фактом жестикуляции. На их успехе сказывалось скорее то, содержали ли их жесты информацию, отсутствующую в речи и свидетельствующую о конкретном когнитивном прогрессе.
Но откуда мы знаем, что способность несоответствия жестов и речи быть индикатором прогресса в обучении не специфична для конкретного типа задач или для детей в возрасте от пяти до восьми лет (возраст участников приведенного выше эксперимента)? Чтобы понять, насколько широко распространено это явление, мы обратились к математике. Четвероклассники в США с трудом решают задачи, которые выглядят так: 4 + 6 + 3 = __ + 3. Число 3 в правой части уравнения сбивает их с толку — они не знают, что с ним делать. Одни дети складывают все числа в левой части уравнения и ставят 13 на месте пропуска. Другие складывают все числа во всем уравнении и ставят на месте пропуска 16.
Мишель Перри, моя вторая аспирантка, попросила девяти- и десятилетних детей решить эти задачи, а затем объяснить свои ответы (сразу скажу, что все они были неправильными). К этому времени мы уже знали, что рассматривать жесты и речь нужно по отдельности, поэтому устную часть ответов Мишель записала с выключенным изображением, а жестовую — с выключенным звуком. Она сразу заметила, что во время объяснения большинство детей жестикулировали. Некоторые дети предлагали в речи и жестах одну и ту же стратегию решения задачи — назовем этих детей «совпадающими». Они говорили: «Я сложил 4, 6 и 3 и получил 13», одновременно указывая на эти числа (4, 6 и 3 в левой части уравнения). Но примерно треть детей предложили разные стратегии в речи и жестах — назовем их «несовпадающими». На словах они давали неверный ответ (сумма всех чисел в левой части уравнения), но в то же время их руки находили правильное решение: они указывали двумя пальцами на 4 и 6, а затем — на пробел.
Опять же мы подумали, что «несовпадающие» понимают эти уравнения лучше, чем показывает их устный ответ, и лучше, чем «совпадающие». Мы выбрали детей, которые не решили правильно ни одну из задач, и провели для них урок математики. Если ответы «несовпадающих» демонстрируют бóльшую готовность к решению подобных задач, они должны усвоить урок успешнее, чем «совпадающие» дети. Так и произошло: несоответствие жестов и речи характерно не только для детей в возрасте от пяти до восьми лет, решающих задачи на сохранение чисел.
На самом деле подобное несоответствие встречается во многих ситуациях и в разных возрастах: когда у малышей экспоненциально увеличивается объем словарного запаса; когда дошкольники учат друг друга правилам игры или считают на занятии предметы; когда школьники начальных классов описывают смену времен года; когда подростки рассказывают о сгибании стержней из разных материалов и разной толщины; когда взрослые объясняют, как работают шестерни, или решают проблемы, вызванные непрерывными изменениями; и когда люди всех возрастов рассуждают над моральными дилеммами или решением логических головоломок («Ханойская башня»).
Анджана Лакшми, еще одна аспирантка моей лаборатории, изучает несоответствие жестов и речи в новой области — области социальной оценки. Она просит взрослых участников эксперимента оценить компетентность той или иной социальной группы и наблюдает за их жестами в процессе речи. Большинство людей при этом используют вертикальную плоскость: они располагают руки высоко в пространстве, когда говорят о группах, обычно считающихся компетентными (хирурги, успешные бизнесмены, квалифицированные спортсмены), и низко, когда описывают менее компетентные группы (пожилые, бездомные, дети). Затем Анджана просит их сравнить компетентность двух отдельных групп, например мужчин и женщин. Во многих сообществах не принято утверждать, что мужчины более компетентны, чем женщины, но тем не менее немалое число людей все же придерживается этого мнения. Анджана обнаружила, как было сказано во введении, что некоторые считают мужчин и женщин в равной степени компетентными, но, говоря о мужчинах, располагают руки выше, чем когда говорят о женщинах. Эти люди могут быть убеждены в том, что мужчины и женщины одинаково компетентны, но жесты дают понять, что на уровне подсознания они не до конца в это верят. По крайней мере, тот факт, что взрослый говорит об одинаковой компетентности мужчин и женщин, но не подтверждает этого в жестах, отражает неоднозначность позиции говорящего и заставляет предположить, что он колеблется. Укрепится или ослабнет представление этого человека о равенстве мужчин и женщин, зависит от типа и качества информации, которую он получит в состоянии своей неуверенности.
Жесты выявляют невысказанные убеждения людей всех возрастов в отношении целого ряда задач и, если рассматривать их отдельно от речи, могут свидетельствовать об открытости к переменам. Малыши, которые только учатся говорить, могут произносить только одно слово за раз — они находятся на стадии однословия. Но они уже умеют сочетать слова с жестами. Иногда значение жеста совпадает у них со значением слова: указание на птицу сочетается со словом птица. Но в остальных случаях слова и жесты у малышей почти не пересекаются: например, указание на птицу в сочетании со словом спит служит для описания птицы с закрытыми глазами. Такая комбинация выступает в роли словосочетания из двух слов: птица спит. Конечно, если вернуться к этим же детям спустя несколько месяцев, можно обнаружить, что они уже в состоянии произнести это словосочетание (птица спит), хотя совсем недавно они могли сделать это лишь при помощи жеста (указание на птицу + слово спит). В то же время дети, чьи жесты ранее совпадали с речью (указание на птицу + слово птица), еще не будут готовы произнести фразу целиком. Мы снова видим, что жесты, передающие информацию, отличную от речи, могут служить сигналом о готовности к обучению.
Аналогичные результаты можно наблюдать и у более взрослых учащихся. В одном из исследований мы попытались проверить, насколько хорошо студенты колледжей, прошедшие курс общей химии, но еще не прошедшие курс органической, понимают строение стереоизомеров — наборов молекул, которые, представляя собой зеркальные отражения друг друга, не могут быть друг на друга наложены. Материал не усваивался — никому не удавалось нарисовать стереоизомер молекулы. Однако, отвечая на вопросы по теме занятия, некоторые студенты использовали жесты, передающие информацию, отличную от той, которую они излагали устно.
Один из таких студентов уже был описан мной во введении: он не упоминал вращение молекулы в речи, но руками делал вращательный жест. Затем мы вкратце объяснили студентам, как определить, являются ли две молекулы стереоизомерами, и снова проверили, как они усвоили материал. Чем активнее студенты жестикулировали и чем больше информация, заключенная в их жестах, отличалась от изложенной ими до начала урока, тем с большим успехом они усваивали эту тему в ходе дальнейшего обучения. Хотя большинство подобных исследований я проводила с детьми, я твердо верю, что полученные результаты также применимы ко взрослым. Жесты — это окно в мир разума не только молодого, но и старого человека.