Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Марины Голубевой «Главное в истории мифологии. Ключевые сюжеты, темы, образы, символы».
Ключевые моменты в истории мифов и их интерпретации — от зооморфных мифов и первобытной магии до Рагнарёка и Апокалипсиса. В основе книги — авторский курс доцента психологии Марины Голубевой «Психология мифов». В четырех разделах — «Мифы в истории», «Сюжеты», «Системы» и «Символы» — рассказывается о том, как первобытные мифы трансформируются в верования, сказки, былины, становятся основой первых религиозных систем. Эта книга о том, что древние мифы ближе, чем мы думаем, их символизмом наполнен наш язык, наше сознание, мир вокруг нас.
Предлагаем прочитать фрагмент книги.
Символы верхнего мира и обители богов
Символика верхнего мира в мифах древних народов говорит о том, что обитель богов не воспринималась как что то застывшее, место, где человек может отдохнуть от земных трудов. Верхний мир — это путь, движение к свету, истине. Это не конечная точка, куда стремится человек, а бесконечная дорога к совершенству.
В мифах большинства народов верхний мир как обитель богов ассоциировался с небом. И главными символами божественного мира были голубой хрустальный свод и бескрайняя бездна сверкающих звезд.
Звезда изображалась на ритуальных предметах, разнообразных амулетах и оберегах, возносилась на купола храмов. Пятиконечная звезда (пентаграмма, пентакль) в древних магических ритуалах означала единство пяти элементов мира: воды, огня, воздуха, металла и дерева. А шестиконечная звезда (печать Давида) символизировала единство мужского и женского начал и гармонию мира. Правда, с приходом христианства символ звезды, утратив связь с верхним миром, приобрел противоположное значение и стал демоническим знаком.
Символами верхнего, небесного мира часто были птицы или животные. В культуре древних славян это ласточки или солнечный сокол Рарог, в мифах скандинавов — орел на вершине мирового древа Иггдрасиль, а в индуистских мифах — птицеобразное существо Гаруда, на котором ездил Вишну. У якутов — лось или олень, которые изображались на фоне созвездия Большой Медведицы.
Символом внешнего мира были и арки, которые украшали и древнеримский Пантеон, и индуистские храмы. У индейцев Южной Америки голубая арка означала магический проход в мир богов. В мифах многих народов символом обители богов считалась вершина вполне реальной горы, например Меру в Ведах или Олимп в древнегреческой мифологии. Мостом между землей и небом считается в Японии гора Фудзияма.
Вишну верхом на Гаруде. Восточная Индия, Бихар, 300 г. н. э.
Символы оси Вселенной
Символика оси Вселенной — это символика единства человеческого и божественного, тварного (земного), горнего и подземного миров. Именно эта связь делала мир целостным в представлении людей, создававших мифы.
Для многих мифологических систем характерно представление о многоярусной Вселенной, состоящей из трех и более миров. Она предполагает наличие некой оси, связывающей ее миры и позволяющей людям вступать в контакт как с верхним, так и с нижним уровнем. Наиболее часто встречающиеся символы оси Вселенной — дерево и гора.
Самые известные примеры — ясень Иггдрасиль в скандинавской мифологии и Мировое древо славян. Но подобные символы были и в мифах других народов. Древние греки символом Мировой оси тоже считали ясень. У древних египтян это золотое дерево, на котором росли драгоценные камни, у древних индийцев — смоковница пиппал, которая служит опорой для мироздания, в древнекитайской мифологии символом оси Вселенной была шелковица и т. д.
Земным, реальным, а не мифологическим символом оси мироздания у многих народов Ближнего Востока, Сибири, индейцев Северной Америки считался центральный столб, поддерживающий свод жилища (шатра, чума, вигвама), а само жилище представлялось моделью Вселенной. Сохранились незначительные сведения о том, что и в древних жилищах славян был такой столб, символизирующий коловращение мира.
Не менее популярным символом оси мира считается гора. Самая известная — Меру в индуизме и буддизме. Символом этой священной горы считается пестик в цветке лотоса, олицетворяющий центр мира. В Авесте — древнем сборнике зороастрийских мифов — рассказывается о горе Хайрат, на вершине которой вращаются Солнце, Луна и звезды. В древнекитайских мифах почиталась как ось Вселенной гора Куньлунь, расположенная точно под Полярной звездой.
Но если Мировое древо и священная гора — это мифические центры Вселенной, то их реальным, земным воплощением считались храмы, которые символизировали сотворенный богами мир, а центром и осью его было святилище, алтарь — место присутствия божественной силы. Находясь в мире людей, храм соединял этот мир и с небом, и с преисподней.
Космологическая мандала с горой Меру. Китай, XIV в.
Символы подземного мира и царства мертвых
Смерть и мрак подземелий вызывали у людей суеверный страх, поэтому и символами подземного и загробного мира становились объекты, внушающие ужас не только своей связью со смертью, но и чудовищной формой, олицетворяющей неуправляемую, темную стихию земли.
Подземный мир — это нижний ярус Вселенной в мифах большинства народов, и часто он же становится царством мертвых. Иногда туда попадают только грешники или умершие «неправильной» смертью, как в скандинавских мифах, но нередко все умершие оказываются в этой обители тьмы. Так или иначе, место это мрачное, и главным его символом оказывается тьма, а пещера символизирует вход в подземное царство мертвых. Поэтому любые пещеры в прошлом вызывали суеверный страх.
Символом границы между мирами живых и мертвых в большинстве мифологических систем становится река. В древнегреческой мифологии таких рек даже пять, в том числе Стикс и Лета; у шумеров границей царства мертвых считалась река Хабур, в финской мифологии — река Манала, в китайских мифах — Найхэ («река нечистот»).
В погребальных обрядах часто роль символической границы выполняли реальные реки, поэтому знатных умерших нередко хоронили в ладьях. Подобные обряды существовали и у древних славян, и в Китае, и в Вавилоне и даже на Мадагаскаре. Модели лодок находят в египетских пирамидах, а в шумерских письменных источниках кладбища называли «воды смерти».
Символами царства мертвых было все, что несло на себе печать смерти: череп, кости, скелет, саван, гроб и т. д. Недаром у русской сказочной Бабы-яги, живущей на границе миров, одна нога костяная.
Среди реальных существ, считающихся символами царства мертвых, в первую очередь следует назвать волка и ворона. Даже сейчас суеверные люди убеждены, что карканье воронов и вой волков пророчат смерть.
Фантастических существ, считавшихся символами подземного мира, тоже хватало. Чаще всего это были хтонические чудовища, обитающие под землей: полузмеи-полулюди наги в индийской мифологии, грызущий корни Мирового древа скандинавский змей Нидхёгг, страж царства Аида — трехглавый пес Цербер. А народы Сибири в древности таким подземным чудовищем считали мамонта, роющего бивнями ходы в толще земли.
Харон перевозит души мертвых через Стикс. Иллюстрация в журнале Universel, Париж, 1857 г.
Символы жизни, рождения и перерождения
Неслучайно важную роль среди символов жизни и возрождения играют растения: именно они в представлении древних людей олицетворяли вечную жизнь, которая невозможна без смерти и последующего возрождения. Так же как семя, попав в почву, должно умереть, чтобы возродиться в зеленом ростке, а росток, достигнув зрелости, станет деревом и принесет плоды и семена, чтобы они стали началом новой жизни, и цикл повторится.
Центральный символ — древо жизни, на котором зреют семена и плоды всех растений на земле. У древних славян образ древа жизни сливается с мировым древом, у древних египтян древом жизни считалась акация Иусат, в Китае почитали персиковое дерево, а у народов Малой Азии это была сосна.
Одним из самых почитаемых у разных народов был лотос. В Древнем Египте он считался цветком бога Ра и символизировал молодость и возрождение к новой жизни. В древнеиндийских (индуистских и ведических) мифах лотос был связан с созидающей силой природы. В буддизме лотос символизирует единство, гармонию жизни и смерти.
В некоторых мифологических системах символом вечной жизни считался плющ. Он был атрибутом воскресающих богов: Осириса в Древнем Египте, Диониса в Греции, Аттиса во Фригии. Не менее важным символом жизни было яйцо. Именно из него родились мир в мифах древних славян и в финском эпосе, верховный бог Брахма в индийской мифологии, первочеловек Пань-гу в мифах древних китайцев.
Образ Уробороса — змея, кусающего свой хвост, — появился в культуре средневековой Европы из Древней Греции и Египта. Это символ бесконечности жизни и цикличности процессов рождения и смерти. Подобный символ есть в мифах Скандинавии, Индии, Китая; он встречается даже у ацтеков.
В индуизме также символом бесконечной череды перевоплощений стало колесо сансары — гигантское колесо с восемью спицами и втулкой. А в религии Древнего Египта символом ключа к вечной жизни был крест анкх.
Вечность держит в руках Уроборос. Филипс Галле, ок. 1585 — ок. 1590 гг.
Символы мужского и женского начала
С глубокой древности люди понимали, что суть мировой гармонии и порядка в единстве мужского и женского начал. Это означает и китайский символ «инь-ян». А цветок лотоса считался священным в Индии, Древнем Египте, Древней Греции, в Вавилоне, потому что символизировал животворящую гармонию мужской и женской энергии Вселенной — розетка розовых лепестков (женский символ) и пестик в центре ее (мужской символ).
В представлении древних людей все в мире было носителем либо мужского, либо женского начала, поэтому символика их весьма разнообразна.
Древнейшими символами, присутствующими во всех архаичных мифах, были внешние половые признаки. Лингам, изображение мужского полового органа, — распространенный символ божественной производящей силы в индуизме. И соответственно, иони, изображение женского детородного органа, — символ женского начала и женской энергии шакти. Изображения этих символов встречаются на стенах храмов, в рукописях и оформлении утвари в разных культурах Европы, Азии, Африки. Хотя часто изображения тоже символические, например столб (лингам) и круг с точкой в центре (иони).
Мужская и женская символика прослеживается и в природных объектах. Так, Солнце, стихия огня и света считались мужским символом и в Китае, и в Индии, и в Древнем Египте, и в Греции. А женское начало символизировали Луна, стихия воды и темная энергия. В широко известном китайском символе «инь-ян» именно так распределены цвета: темное женское начало инь и светлое мужское ян.
Мужская и женская символика прослеживается и в растительном, и в животном мире. Так, в славянской культуре дуб — мужской символ, а береза — женский, в скандинавских мифах мужчину и женщину символизируют ясень и ива. Символом мужской сексуальной силы считался бык, недаром же именно в образе быка выступал в роли соблазнителя Зевс в древнегреческих мифах. А женским символом считалась корова.
Мужская и женская символика встречается в самых обыденных вещах, которым часто придавался сексуальный смысл из за сходства с мужскими и женскими органами. Так, мужскими символами в разных культурах считались меч, палица (дубина), молот, пестик. А к женским символам относились персик, морская раковина, чаша, пещера, ступка и т. д.
Парвати и лингам Шивы. Рисунок гуашью, XIX в.
Символы плодородия и Великой Матери
Несмотря на огромное почтение, которое древние народы испытывали к Великой Матери, образ ее в мифах далеко не однозначный. Она часто бывает жестокой, карающей богиней, требующей от своих приверженцев кровавых жертв. Такие мифы и соответствующие им магические ритуалы отражают важность культа плодородия, от которого зависела жизнь не только одного человека, но и народа в целом.
Символика плодородия в мифах тесно связана с символами Земли, но не как стихийной, неуправляемой, хтонической силы, а как Великой Матери, рожаницы. У славян символом Матери Сырой Земли был знак засеянного поля: ромб, разделенный косым крестом, с четырьмя точками-зернами. Этот символ встречается на глиняной посуде и женских фигурках с эпохи неолита, и сегодня мы можем его видеть и на традиционных русских вышивках, и на резьбе, украшающей деревянные дома. Его еще называют Макошь — по имени древней славянской богини.
Общий для многих мифов символ плодородия — зерно, колос или пучок колосьев. В шумеро-аккадской мифологии зерно считалось символом Великой Матери Кибелы, а в Древнем Египте колос был атрибутом Исиды. Одним из символов этой богини была звезда Сириус, или пентаграмма; такая же пятиконечная звезда символизировала и шумерскую богиню плодородия Инанну. А вот другой Великой Матери — вавилонской богине Иштар — была посвящена восьмиконечная звезда. В древнегреческом произношении Иштар звучит как Астарта — звезда.
Птицы нередко становятся символами Великой Матери: в ряде мифов она в образе птицы откладывает яйцо в воды первобытного океана. Из этого яйца рождаются мир или боги. Подобный миф о рождении Брахмы, Вишну и Шивы есть в индуизме. Символом Великой богини Махадеви считается лотос, Мать богов изображается или с этим цветком в руке, или сидящей на нем.
Полотенце с древними символами плодородия. Россия, 1840–1870-е гг.