будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
мифология
Февраль 16, 2024
Pro Science
Марина Голубева

Главное в истории мифологии

Главное в истории мифологии
ps_Glavnoe_v_istorii_mifologii

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Марины Голубевой «Главное в истории мифологии. Ключевые сюжеты, темы, образы, символы».

Ключевые моменты в истории мифов и их интерпретации — от зооморфных мифов и первобытной магии до Рагнарёка и Апокалипсиса. В основе книги — авторский курс доцента психологии Марины Голубевой «Психология мифов». В четырех разделах — «Мифы в истории», «Сюжеты», «Системы» и «Символы» — рассказывается о том, как первобытные мифы трансформируются в верования, сказки, былины, становятся основой первых религиозных систем. Эта книга о том, что древние мифы ближе, чем мы думаем, их символизмом наполнен наш язык, наше сознание, мир вокруг нас.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.


Символы верхнего мира и обители богов

Символика верхнего мира в мифах древних народов говорит о том, что обитель богов не воспринималась как что то застывшее, место, где человек может отдохнуть от земных трудов. Верхний мир — это путь, движение к свету, истине. Это не конечная точка, куда стремится человек, а бесконечная дорога к совершенству.

В мифах большинства народов верхний мир как обитель богов ассоциировался с небом. И главными символами божественного мира были голубой хрустальный свод и бескрайняя бездна сверкающих звезд.

Звезда изображалась на ритуальных предметах, разнообразных амулетах и оберегах, возносилась на купола храмов. Пятиконечная звезда (пентаграмма, пентакль) в древних магических ритуалах означала единство пяти элементов мира: воды, огня, воздуха, металла и дерева. А шестиконечная звезда (печать Давида) символизировала единство мужского и женского начал и гармонию мира. Правда, с приходом христианства символ звезды, утратив связь с верхним миром, приобрел противоположное значение и стал демоническим знаком.

Символами верхнего, небесного мира часто были птицы или животные. В культуре древних славян это ласточки или солнечный сокол Рарог, в мифах скандинавов — орел на вершине мирового древа Иггдрасиль, а в индуистских мифах — птицеобразное существо Гаруда, на котором ездил Вишну. У якутов — лось или олень, которые изображались на фоне созвездия Большой Медведицы.

Символом внешнего мира были и арки, которые украшали и древнеримский Пантеон, и индуистские храмы. У индейцев Южной Америки голубая арка означала магический проход в мир богов. В мифах многих народов символом обители богов считалась вершина вполне реальной горы, например Меру в Ведах или Олимп в древнегреческой мифологии. Мостом между землей и небом считается в Японии гора Фудзияма.

Вишну верхом на Гаруде. Восточная Индия, Бихар, 300 г. н. э.

Вишну верхом на Гаруде. Восточная Индия, Бихар, 300 г. н. э.

Символы оси Вселенной

Символика оси Вселенной — это символика единства человеческого и божественного, тварного (земного), горнего и подземного миров. Именно эта связь делала мир целостным в представлении людей, создававших мифы.

Для многих мифологических систем характерно представление о многоярусной Вселенной, состоящей из трех и более миров. Она предполагает наличие некой оси, связывающей ее миры и позволяющей людям вступать в контакт как с верхним, так и с нижним уровнем. Наиболее часто встречающиеся символы оси Вселенной — дерево и гора.

Самые известные примеры — ясень Иггдрасиль в скандинавской мифологии и Мировое древо славян. Но подобные символы были и в мифах других народов. Древние греки символом Мировой оси тоже считали ясень. У древних египтян это золотое дерево, на котором росли драгоценные камни, у древних индийцев — смоковница пиппал, которая служит опорой для мироздания, в древнекитайской мифологии символом оси Вселенной была шелковица и т. д.

Земным, реальным, а не мифологическим символом оси мироздания у многих народов Ближнего Востока, Сибири, индейцев Северной Америки считался центральный столб, поддерживающий свод жилища (шатра, чума, вигвама), а само жилище представлялось моделью Вселенной. Сохранились незначительные сведения о том, что и в древних жилищах славян был такой столб, символизирующий коловращение мира.

Не менее популярным символом оси мира считается гора. Самая известная — Меру в индуизме и буддизме. Символом этой священной горы считается пестик в цветке лотоса, олицетворяющий центр мира. В Авесте — древнем сборнике зороастрийских мифов — рассказывается о горе Хайрат, на вершине которой вращаются Солнце, Луна и звезды. В древнекитайских мифах почиталась как ось Вселенной гора Куньлунь, расположенная точно под Полярной звездой.

Но если Мировое древо и священная гора — это мифические центры Вселенной, то их реальным, земным воплощением считались храмы, которые символизировали сотворенный богами мир, а центром и осью его было святилище, алтарь — место присутствия божественной силы. Находясь в мире людей, храм соединял этот мир и с небом, и с преисподней.

Космологическая мандала с горой Меру. Китай, XIV в.

Космологическая мандала с горой Меру. Китай, XIV в.

Символы подземного мира и царства мертвых

Смерть и мрак подземелий вызывали у людей суеверный страх, поэтому и символами подземного и загробного мира становились объекты, внушающие ужас не только своей связью со смертью, но и чудовищной формой, олицетворяющей неуправляемую, темную стихию земли.

Подземный мир — это нижний ярус Вселенной в мифах большинства народов, и часто он же становится царством мертвых. Иногда туда попадают только грешники или умершие «неправильной» смертью, как в скандинавских мифах, но нередко все умершие оказываются в этой обители тьмы. Так или иначе, место это мрачное, и главным его символом оказывается тьма, а пещера символизирует вход в подземное царство мертвых. Поэтому любые пещеры в прошлом вызывали суеверный страх.

Символом границы между мирами живых и мертвых в большинстве мифологических систем становится река. В древнегреческой мифологии таких рек даже пять, в том числе Стикс и Лета; у шумеров границей царства мертвых считалась река Хабур, в финской мифологии — река Манала, в китайских мифах — Найхэ («река нечистот»).

В погребальных обрядах часто роль символической границы выполняли реальные реки, поэтому знатных умерших нередко хоронили в ладьях. Подобные обряды существовали и у древних славян, и в Китае, и в Вавилоне и даже на Мадагаскаре. Модели лодок находят в египетских пирамидах, а в шумерских письменных источниках кладбища называли «воды смерти».

Символами царства мертвых было все, что несло на себе печать смерти: череп, кости, скелет, саван, гроб и т. д. Недаром у русской сказочной Бабы-яги, живущей на границе миров, одна нога костяная.

Среди реальных существ, считающихся символами царства мертвых, в первую очередь следует назвать волка и ворона. Даже сейчас суеверные люди убеждены, что карканье воронов и вой волков пророчат смерть.

Фантастических существ, считавшихся символами подземного мира, тоже хватало. Чаще всего это были хтонические чудовища, обитающие под землей: полузмеи-полулюди наги в индийской мифологии, грызущий корни Мирового древа скандинавский змей Нидхёгг, страж царства Аида — трехглавый пес Цербер. А народы Сибири в древности таким подземным чудовищем считали мамонта, роющего бивнями ходы в толще земли.

Харон перевозит души мертвых через Стикс. Иллюстрация в журнале Universel, Париж, 1857 г.

Харон перевозит души мертвых через Стикс. Иллюстрация в журнале Universel, Париж, 1857 г.

Символы жизни, рождения и перерождения

Неслучайно важную роль среди символов жизни и возрождения играют растения: именно они в представлении древних людей олицетворяли вечную жизнь, которая невозможна без смерти и последующего возрождения. Так же как семя, попав в почву, должно умереть, чтобы возродиться в зеленом ростке, а росток, достигнув зрелости, станет деревом и принесет плоды и семена, чтобы они стали началом новой жизни, и цикл повторится.

Центральный символ — древо жизни, на котором зреют семена и плоды всех растений на земле. У древних славян образ древа жизни сливается с мировым древом, у древних египтян древом жизни считалась акация Иусат, в Китае почитали персиковое дерево, а у народов Малой Азии это была сосна.

Одним из самых почитаемых у разных народов был лотос. В Древнем Египте он считался цветком бога Ра и символизировал молодость и возрождение к новой жизни. В древнеиндийских (индуистских и ведических) мифах лотос был связан с созидающей силой природы. В буддизме лотос символизирует единство, гармонию жизни и смерти.

В некоторых мифологических системах символом вечной жизни считался плющ. Он был атрибутом воскресающих богов: Осириса в Древнем Египте, Диониса в Греции, Аттиса во Фригии. Не менее важным символом жизни было яйцо. Именно из него родились мир в мифах древних славян и в финском эпосе, верховный бог Брахма в индийской мифологии, первочеловек Пань-гу в мифах древних китайцев.

Образ Уробороса — змея, кусающего свой хвост, — появился в культуре средневековой Европы из Древней Греции и Египта. Это символ бесконечности жизни и цикличности процессов рождения и смерти. Подобный символ есть в мифах Скандинавии, Индии, Китая; он встречается даже у ацтеков.

В индуизме также символом бесконечной череды перевоплощений стало колесо сансары — гигантское колесо с восемью спицами и втулкой. А в религии Древнего Египта символом ключа к вечной жизни был крест анкх.

Вечность держит в руках Уроборос. Филипс Галле, ок. 1585 — ок. 1590 гг.

Вечность держит в руках Уроборос. Филипс Галле, ок. 1585 — ок. 1590 гг.

Символы мужского и женского начала

С глубокой древности люди понимали, что суть мировой гармонии и порядка в единстве мужского и женского начал. Это означает и китайский символ «инь-ян». А цветок лотоса считался священным в Индии, Древнем Египте, Древней Греции, в Вавилоне, потому что символизировал животворящую гармонию мужской и женской энергии Вселенной — розетка розовых лепестков (женский символ) и пестик в центре ее (мужской символ).

В представлении древних людей все в мире было носителем либо мужского, либо женского начала, поэтому символика их весьма разнообразна.

Древнейшими символами, присутствующими во всех архаичных мифах, были внешние половые признаки. Лингам, изображение мужского полового органа, — распространенный символ божественной производящей силы в индуизме. И соответственно, иони, изображение женского детородного органа, — символ женского начала и женской энергии шакти. Изображения этих символов встречаются на стенах храмов, в рукописях и оформлении утвари в разных культурах Европы, Азии, Африки. Хотя часто изображения тоже символические, например столб (лингам) и круг с точкой в центре (иони).

Мужская и женская символика прослеживается и в природных объектах. Так, Солнце, стихия огня и света считались мужским символом и в Китае, и в Индии, и в Древнем Египте, и в Греции. А женское начало символизировали Луна, стихия воды и темная энергия. В широко известном китайском символе «инь-ян» именно так распределены цвета: темное женское начало инь и светлое мужское ян.

Мужская и женская символика прослеживается и в растительном, и в животном мире. Так, в славянской культуре дуб — мужской символ, а береза — женский, в скандинавских мифах мужчину и женщину символизируют ясень и ива. Символом мужской сексуальной силы считался бык, недаром же именно в образе быка выступал в роли соблазнителя Зевс в древнегреческих мифах. А женским символом считалась корова.

Мужская и женская символика встречается в самых обыденных вещах, которым часто придавался сексуальный смысл из за сходства с мужскими и женскими органами. Так, мужскими символами в разных культурах считались меч, палица (дубина), молот, пестик. А к женским символам относились персик, морская раковина, чаша, пещера, ступка и т. д.

Парвати и лингам Шивы Рисунок гуашью, XIX в.

Парвати и лингам Шивы. Рисунок гуашью, XIX в.

Символы плодородия и Великой Матери

Несмотря на огромное почтение, которое древние народы испытывали к Великой Матери, образ ее в мифах далеко не однозначный. Она часто бывает жестокой, карающей богиней, требующей от своих приверженцев кровавых жертв. Такие мифы и соответствующие им магические ритуалы отражают важность культа плодородия, от которого зависела жизнь не только одного человека, но и народа в целом.

Символика плодородия в мифах тесно связана с символами Земли, но не как стихийной, неуправляемой, хтонической силы, а как Великой Матери, рожаницы. У славян символом Матери Сырой Земли был знак засеянного поля: ромб, разделенный косым крестом, с четырьмя точками-зернами. Этот символ встречается на глиняной посуде и женских фигурках с эпохи неолита, и сегодня мы можем его видеть и на традиционных русских вышивках, и на резьбе, украшающей деревянные дома. Его еще называют Макошь — по имени древней славянской богини.

Общий для многих мифов символ плодородия — зерно, колос или пучок колосьев. В шумеро-аккадской мифологии зерно считалось символом Великой Матери Кибелы, а в Древнем Египте колос был атрибутом Исиды. Одним из символов этой богини была звезда Сириус, или пентаграмма; такая же пятиконечная звезда символизировала и шумерскую богиню плодородия Инанну. А вот другой Великой Матери — вавилонской богине Иштар — была посвящена восьмиконечная звезда. В древнегреческом произношении Иштар звучит как Астарта — звезда.

Птицы нередко становятся символами Великой Матери: в ряде мифов она в образе птицы откладывает яйцо в воды первобытного океана. Из этого яйца рождаются мир или боги. Подобный миф о рождении Брахмы, Вишну и Шивы есть в индуизме. Символом Великой богини Махадеви считается лотос, Мать богов изображается или с этим цветком в руке, или сидящей на нем.

Полотенце с древними символами плодородия Россия, 1840–1870-е гг.

Полотенце с древними символами плодородия. Россия, 1840–1870-е гг.


Марина Голубева
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).