В римском театре в древнем городе Прусиада-на-Гипии, на территории современной Турции, археологи обнаружили античную напольную мозаику с уникальным изображением.
Мозаика была найдена в помещении портика на центральной оси театра. Помещение, где она расположена, прямоугольной формы, стены его были покрыты мраморными плитами, скрепленными толстым слоем раствора. Мозаика покрывает весь пол и почти не повреждена. В северной части комнаты расположен фундамент большой платформы, границы мозаики охватывают ее в форме буквы U. В южной половине комнаты находится центральный элемент мозаики с фигуративными изображениями. На нем два льва, стоящие по обе стороны пинии. С дерева свисают тимпан (слева) и многоствольная флейта (справа).
Археологи полагают, что это было пространство, посвященное культу Диониса. В свите Диониса Силен и менады часто изображались играющими на тимпанах и и пан-флейтах. В колесницу бога часто были запряжены пантеры, львы или тигры, а иногда он изображался верхом на льве. Сам Дионис однажды превратился во льва, чтобы наказать пиратов, захвативших его с целью продажи в рабство.
Примечательно, что мотив висящих на дереве музыкальных инструментов встречается через несколько столетий в знаменитом сборнике поэзии вагантов Carmina Burana:
Iz stat ein linde wolgetan
non procul a via,
da hab ich mine herphe lan,
tympanum cum lyra.
«Пойдем под липу поскорей —
Non procul a via:
Моя свирель висит на ней,
Tympanum cum lyra».
(Carmina Burana 185, перевод Л. Гинзбурга)
Город, где была сделана находка, был основан в IV веке до н. э. переселенцами из Гераклеи Понтийской, процветающего центра торговли на побережье Вифинии. Изначально он, как и местная река, назывался Гипий. Царь Вифинии Прусий I в начале III века до н. э. захватил город и переименовал его в Прусиаду. Примерно в это же время в городе был построен первый театр. В 74 году до н. э. вифинский царь Никомед IV завещал всё свое царство, включая Прусиаду, Римской республике. В римскую эпоху к названию города были добавлены слова ad Hypium («на Гипии»). В течение следующих двух столетий численность населения и богатство росли. Городу было предоставлено право чеканить монеты, и не менее трех римских императоров (Адриан, Каракалла и Элагабал) лично посетили Прусиаду-на-Гипии во II и III веках нашей эры. В начале V века город стал частью недавно созданной позднеримской провинции Гонория. Но постепенно он начал терять свое значение.
В 1323 году Прусиада-на-Гипии была отвоевана у Византийской империи Османом Гази, основателем Османской империи. Осман Гази передал власть над городом своему полководцу Конуру Алп-бею. В османскую эпоху центр города был заброшен, и поселение называлось Ускюбу — от греческого слова σκοπή, что означает «сторожевая башня». В 1920-е годы он был переименован в Конуралп. Раскопки на территории Прусиады были начаты в конце XIX века.
Руины театра были известны среди местных жителей под названием «Сорок ступеней».Театр в Прусиаде-на-Гипии был возведен в центре города в эллинистический период и расширен в римский период при римлянах. Размеры здания — 100 × 74 м, площадь — 5978 квадратных метров. Он вмещал около 10 000 зрителей, который размещались на 36 рядах сидений в трех ярусах, разделенных проходами. Сегодня сохранились только 17 рядов нижнего и 15 рядов верхнего яруса. Здание было богато украшено. В 1998 году там была найдена мозаика с изображением Орфея, играющего на лире перед животными. За последние четыре года раскопок археологи обнаружили в руинах театра множество архитектурных фрагментов с резными рельефами, изображающими Актеона, пожираемого его охотничьими собаками, горгону Медузу, маски комедии и трагедии, цветочные украшения и многое другое. В сентябре нынешнего года в театре был обнаружен хорошо сохранившийся скульптурный портрет Александра Македонского. Коллекция Музея Конуралпа, где выставлены находки из Прусиады, сейчас насчитывает 6237 артефактов, в том числе 1848 археологических, 491 этнографических и 3898 монет.