будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
археология античность Турция
Декабрь 4, 2023
Pro Science
Руссо Максим

Тимпан, флейта и львы на римской мозаике

Тимпан, флейта и львы на римской мозаике
ps_Lion-mosaic-det.webp
Фото: Düzce Municipality

В римском театре в древнем городе Прусиада-на-Гипии, на территории современной Турции, археологи обнаружили античную напольную мозаику с уникальным изображением.

Мозаика была найдена в помещении портика на центральной оси театра. Помещение, где она расположена, прямоугольной формы, стены его были покрыты мраморными плитами, скрепленными толстым слоем раствора. Мозаика покрывает весь пол и почти не повреждена. В северной части комнаты расположен фундамент большой платформы, границы мозаики охватывают ее в форме буквы U. В южной половине комнаты находится центральный элемент мозаики с фигуративными изображениями. На нем два льва, стоящие по обе стороны пинии. С дерева свисают тимпан (слева) и многоствольная флейта (справа).

Археологи полагают, что это было пространство, посвященное культу Диониса. В свите Диониса Силен и менады часто изображались играющими на тимпанах и и пан-флейтах. В колесницу бога часто были запряжены пантеры, львы или тигры, а иногда он изображался верхом на льве. Сам Дионис однажды превратился во льва, чтобы наказать пиратов, захвативших его с целью продажи в рабство.

Примечательно, что мотив висящих на дереве музыкальных инструментов встречается через несколько столетий в знаменитом сборнике поэзии вагантов Carmina Burana:

Iz stat ein linde wolgetan

non procul a via,

da hab ich mine herphe lan,

tympanum cum lyra.


«Пойдем под липу поскорей —

Non procul a via:

Моя свирель висит на ней,

Tympanum cum lyra». 

(Carmina Burana 185, перевод Л. Гинзбурга)

Город, где была сделана находка, был основан в IV веке до н. э. переселенцами из Гераклеи Понтийской, процветающего центра торговли на побережье Вифинии. Изначально он, как и местная река, назывался Гипий. Царь Вифинии Прусий I в начале III века до н. э. захватил город и переименовал его в Прусиаду. Примерно в это же время в городе был построен первый театр. В 74 году до н. э. вифинский царь Никомед IV завещал всё свое царство, включая Прусиаду, Римской республике. В римскую эпоху к названию города были добавлены слова ad Hypium («на Гипии»). В течение следующих двух столетий численность населения и богатство росли. Городу было предоставлено право чеканить монеты, и не менее трех римских императоров (Адриан, Каракалла и Элагабал) лично посетили Прусиаду-на-Гипии во II и III веках нашей эры. В начале V века город стал частью недавно созданной позднеримской провинции Гонория. Но постепенно он начал терять свое значение.

В 1323 году Прусиада-на-Гипии была отвоевана у Византийской империи Османом Гази, основателем Османской империи. Осман Гази передал власть над городом своему полководцу Конуру Алп-бею. В османскую эпоху центр города был заброшен, и поселение называлось Ускюбу — от греческого слова σκοπή, что означает «сторожевая башня». В 1920-е годы он был переименован в Конуралп. Раскопки на территории Прусиады были начаты в конце XIX века.

Руины театра были известны среди местных жителей под названием «Сорок ступеней».Театр в Прусиаде-на-Гипии был возведен в центре города в эллинистический период и расширен в римский период при римлянах. Размеры здания — 100 × 74 м, площадь — 5978 квадратных метров. Он вмещал около 10 000 зрителей, который размещались на 36 рядах сидений в трех ярусах, разделенных проходами. Сегодня сохранились только 17 рядов нижнего и 15 рядов верхнего яруса. Здание было богато украшено. В 1998 году там была найдена мозаика с изображением Орфея, играющего на лире перед животными. За последние четыре года раскопок археологи обнаружили в руинах театра множество архитектурных фрагментов с резными рельефами, изображающими Актеона, пожираемого его охотничьими собаками, горгону Медузу, маски комедии и трагедии, цветочные украшения и многое другое. В сентябре нынешнего года в театре был обнаружен хорошо сохранившийся скульптурный портрет Александра Македонского. Коллекция Музея Конуралпа, где выставлены находки из Прусиады, сейчас насчитывает 6237 артефактов, в том числе 1848 археологических, 491 этнографических и 3898 монет.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).