Коллектив ученых из Италии, Швейцарии и Германии датировал радиоуглеродным методом древесину четырех табличек ронго-ронго с текстами, записанными письменностью острова Пасхи. Они установили, что одна из дощечек старше первых контактов жителей острова с европейцами, и это повышает вероятность независимого изобретения там письменности.
Вопрос о возникновении письменности острова Пасхи важен для понимания более широкой научной проблемы — моногенеза или полигенеза письменности в мире. Один из классиков теории развития письменности Игнас Гельб (1907–1985) считал, что истинное изобретение письменности произошло в истории человечества лишь однажды — в Шумере. Прочие же системы письма возникли в результате заимствования и модификации раннего шумерского письма или же были созданы с нуля, но людьми, знакомыми с существующими письменностями. Примеров последнего рода известно довольно много. Индейский вождь Секвойя, узнав, как пишут англичане, изобрел слоговой алфавит языка чероки, а знакомый с русским письмом чукотский оленевод Теневиль в начале XX века создал оригинальную письменность для своего языка. Подобных изобретений было сделано несколько десятков в Азии, Африке и Америке, но лишь немногие из новых письменностей сохранились в активном употреблении.
Теорию моногенеза разделяли многие ученые, тем не менее постепенно накапливались факты, которые в нее не укладывались. Так, Гельб считал письменность майя рисуночным письмом, которое не было подлинной письменностью, но расшифровка этой письменности Ю. Кнорозовым доказала, что цивилизация майя обладала самостоятельной полноценной системой письма. Возникли серьезные возражения против теории о том, что китайская письменность имеет ближневосточные истоки. Наконец, археологические находки дали примеры раннего египетского письма, которые, вероятно, предшествуют появлению письменности в Шумере. Таким образом, необходимо признать как минимум четыре независимых центра возникновения письменности: Месопотамия, Египет, Китай и Мезоамерика. Были ли такие еще?
Одним из возможных претендентов может стать письменность острова Пасхи, о существовании которой европейские ученые узнали в 1860-х годах. Однако история этой системы письма остается загадочной. Многие полагают, что письмена ронго-ронго возникли лишь после посещения острова Пасхи европейскими моряками в 1770-х годах, а возможно, и позже, когда в 1862 году остров подвергся нападению перуанских работорговцев и около двух тысяч островитян были увезены в рабство. По этой версии, создатели письма были среди тех немногих, которые смогли вернуться домой. С другой стороны, в пользу оригинального происхождения письменности говорит сходство некоторых знаков с мотивами произведений наскальной живописи, найденных на острове.
На данный момент тексты, записанные письмом острова Пасхи, сохранились на двадцати семи деревянных предметах (ронго-ронго), в научной практике их обозначают буквами латинского алфавита, также у табличек есть сложившиеся исторически названия. До нынешнего исследования радиоуглеродный метод был использован для датирования лишь двух из них. Табличка Q, хранящаяся в Кунсткамере в Санкт-Петербурге («Малая петербургская табличка»), относится к 1812–1836 годам. Табличка О из Этнологического музея Далема в Берлине дала диапазон 1811–1838 годов.
Авторы нового исследования взяли четыре ронго-ронго (A, B, C и D) из архива Конгрегации Святых Сердец Иисуса и Марии (Congregazione dei Sacri Cuori di Gesù e di Maria). Все четыре объекта были собраны европейскими миссионерами в 1869 году и отправлены епископу Таити Тепано Жоссену. Впоследствии в конце XIX века их отправили в Европу. Ронго-ронго A (Tahua) представляет собой текст из 1825 знаков, записанный на обломке лопасти весла, сделанного из ясеня. Текст B (Aruku Kurenga) содержит 1135 знаков на 41-сантиметровой дощечке из древесины теспезии, когда-то этот вид деревьев произрастал на острове Пасхи. Текст C (Mamari), тоже написанный на древесине теспезии, состоит примерно из тысячи знаков, часть из которых интерпретируется как календарные обозначения ночей лунного месяца при растущей и убывающей Луне. Табличка D (Échancrée) размером 30 на 15 сантиметров несет 270 знаков.
Именно с таблички D началась коллекция ронго-ронго епископа Жоссена. Ее в 1869 году передали ему миссионеры с острова Пасхи в качестве подарка от недавно обращенных в христианство островитян. На дощечку был намотан шестнадцатиметровый шнур, сплетенный из человеческих волос. Табличка служила просто катушкой для этого подарка, и ее зазубренная форма предполагает, что до этого ее использовали в качестве рыболовной катушки, показывая, насколько далеко таблички ронго-ронго отошли к этому времени от своего некогда сакрального статуса.
Любопытен материал таблички D. Его определили как древесину подокарпа широколистного (Podocarpus latifolia) — южноафриканского дерева, которое никогда не росло на острове. Примечателен и тот факт, что древесина подокарпа также использовалась для изготовления других табличек ронго-ронго: Малой венской таблички, Большой санкт-петербургской таблички и Большой вашингтонской таблички (N, P и S). Маловероятно, что древесина столь далекого дерева попадала на остров четыре раза. Следовательно, эти таблички могут иметь общее происхождение.
Исследователи создали 3D-модели четырех дощечек до извлечения образцов для анализа. Эти модели доступны онлайн. Радиоуглеродное датирование показало, что древесина табличек A, B и C относится к XIX веку, а вот табличка D сделана из дерева середины XV века, что заведомо раньше любых известных контактов островитян с европейцами. Данный результат, конечно, не гарантирует создания текста в доконтактный период, но повышает вероятность этого. Важным следующим шагом в изучении этого вопроса может стать радиоуглеродное датирование других ронго-ронго на древесине подокарпа.
Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.