Очередную находку сделали археологи, изучающие античные купальни в Сан-Кашано-деи-Баньи в Тоскане. Ими была найдена мраморная статуя Аполонна Савроктона («убивающего ящерицу»).
Согласно Плинию Старшему, бронзовую статую Аполлона, убивающего ящерицу, создал знаменитый скульптор IV века до нашей эры Пракситель. Позже она неоднократно воспроизводилась в бронзе и в мраморе, а также изображалась на монетах и геммах. Статуя изображает юного Аполлона, который, опираясь локтем левой руки на ствол дерева, стрелой в правой руке готовится убить ползущую по стволу ящерицу. Статуя Праксителя («Коринфский савроктон») описывается в одной из эпиграмм Марциала:
Ящерицу пощади, что к тебе подползает, коварный
Юноша: ей умереть хочется в пальцах твоих. (XIV, 172, перевод Ф. А. Петровского)
Предполагают, что слово σαυροκτόνος было одним из эпитетов Аполлона как отвратителя зла, а под ящерицей имелся в виду убитый богом чудовищный Пифон. Тогда работа Праксителя, возможно, была переосмыслением древнего мифа, где грозное божество превратилось в юного мальчика, а страшное чудовище — в безобидную ящерку. Изображение бога в детском возрасте было очень необычным для греческого искусства, за исключением Диониса или Эрота. Другие исследователи категорически отвергают сопоставление ящерицы с Пифоном, не видя для этого никаких оснований. Существует и альтернативная интерпретация статуи, согласно которой Аполлон предстает как солнечный бог и не убивает, а исцеляет ящерицу, что связано с мифом о том, будто ослепшая ящерица возвращает себе зрение, посмотрев на солнце.
До наших дней дошло более трех десятков мраморных «Савроктонов» разной степени сохранности. Один из самых знаменитых находится в Лувре, а ранее принадлежал галерее Боргезе в Риме. В 1807 году Камилл Боргезе, нуждаясь в деньгах, продал часть коллекции, включая «Савроктона», брату своей жены — Наполеону Бонапарту. Другой известный «Савроктон» находится в ватиканском музее Пио-Клементино. Луврский и ватиканский варианты представляют собой два типа статуй «Савроктона», отличающиеся расстоянием между фигурой и стволом дерева, а также другими особенностями. Исследователи спорят, как из типов ближе к древнему оригиналу.
Бронзовый античный «Савроктон» имеется в Художественном музее Кливленда. Он был приобретен музеем в 2003 году из частной коллекции в Германии, считалось, что статуя была создана в XVIII–XIX веках, но проведенный анализ сплава показал, что она значительно старше. Некоторые сотрудники кливлендского музея даже заявили, что она может быть тем самым оригиналом работы Праксителя. После этого Греция потребовала возвращения статуи как незаконно вывезенного из страны предмета древнего искусства.
Статуи с этим сюжетом сыграли важную роль в изучении античного искусства, так как благодаря им возник Kopienforschung («поиск копий») — подход, заключающийся в воссоздании утраченного оригинала на основе изучения копий, вариантов, изображений на других носителях (геммы, монеты и т. д.) и литературных источников. В Риме в XVII веке была обнаружена статуя подростка в натуральную величину, угрожающего ползущей по стволу дерева ящерице. Эта статуя быстро попала в коллекцию кардинала Сципиона Боргезе (будущий Луврский Савроктон). В 1720 году немецкий дипломат и коллекционер барон Филипп фон Стош сопоставил изображение на резном камне из своей коллекции со строчкой из Плиния Старшего: «Он [Пракситель] создал и юного Аполлона, подстерегающего вблизи со стрелой подползающую ящерицу, которого называют Сауроктоном» (XIX. 70). В 1760 году Иоганн Винкельман заметил сходство между статуей из коллекции Боргезе и небольшой бронзовой статуэткой из коллекции Альбани. Сперва Винкельман предполагал, что Савроктон Боргезе и есть изначальная работа Праксителя. Это точка зрение отражена в знаменитом труде Винкельмана «История искусства древности». Но вскоре были найдены другие статуи, поэтому Винкельманн и его итальянский коллега Эннио Квирино Висконти пришли к выводу, что были римские копии несохранившегося греческого оригинала.
Фрагменты найденной в Тоскане статуи. Фото: Gabriele Forti
Место, где была сделана нынешняя находка, с давних времен славилось термальными источниками. Сейчас в Сан-Кашано-деи-Баньи 42 источника со средней температурой 40 °С, дающие около 5,5 млн литров воды в сутки. Купальни увековечены в названии коммуны, а также в ее гербе. По местному преданию, зафиксированному флорентийцем Доменико Манни на рубеже XVII–XVIII веков, основателем купален в глубокой древности был этрусский царь Луций Порсенна из города Клузий (современный Кьюси), тот самый, что пытался завоевать Рим и перед лицом которого Муций Сцевола сжег собственную руку. Купальни в древности действительно назывались клузийскими. Археологические данные подтверждают, что этруски построили первое святилище на этом месте в III веке до нашей эры.
Когда хозяевами здешних мест стали римляне, купальни не утратили популярности. В начале I века был выстроен крупный комплекс купален. Сохранились свидетельства, что их посещали император Октавиан Август и Триария — жена императора Вителлия. Античный комплеск купален существовал до V века, а потом был разрушен. Возобновилось использование горячих источников в XIII веке.
Купальни были не только местом отдыха, но и культовым центром. Здесь почитались Аполлон, Гигиея и Асклепий, даровавшие паломникам здоровье. Множество людей, искавших исцеления, приезжали сюда, и те из них, кому посчастливилось, приносили пожертвование — бронзовое или мраморное уменьшенное изображение органа, от болезни которого они счастливо избавились. Теперь эти подношения находят археологи. В сентябре 2022 года в Сан-Кашано-деи-Баньи была сделана сенсационная находка — 24 бронзовых античных статуи в хорошем состоянии.
Савроктон из Сан-Кашано-деи-Баньи сделан в натуральную величину, его высота — около 1,8 метра. Статуя была разбита, но ее фрагменты довольно крупные, поэтому ее легко удалось собрать. Дерево и ящерица не сохранились, но Савроктон безошибочно узнается по позе. Судя по размеру и стилю, мраморный Савроктон, вероятно, датируется II веком нашей эры. Он был разбит в начале V века, когда христианизация привела к закрытию святилища и разрушению храмов и статуй.
Исследователи отмечают, что в античных купальнях не только процветал культ Аполлона-целителя, важную роль там играли и ящерицы. Из них в античности изготавливали лекарства от глазных заболеваний. В купальнях Сан-Кашано были найдены бронзовые статуэтки ящериц, пожертвованные людьми, страдавшими от таких болезней.
Еще одна примечательная находка, сделанная этим летом в Сан-Кашано, — вотивный алтарь из травертина с двуязычной надписью на латыни и этрусском языке. Он датируется I веком нашей эры. Надписи упоминают священные горячие источники, что является свидетельством сосуществования этрусской и латинской культур в святилище даже в императорскую эпоху.