Парные портреты, самые маленькие из когда-либо написанных Рембрандтом, стали доступны для публики после того, как два века находились в безвестности в частной коллекции. Прежде чем они были проданы на аукционе этим летом, картины были изучены специалистами Рейксмузеума. Исследование подтвердило авторство портретов и личности натурщиков. Портреты были выставлены в Рейксмузеуме в среду, 13 декабря.
На портретах изображены Ян Виллемс ван дер Плюйм (Jan Willemsz van der Pluym), состоятельный житель Лейдена, и его жена Япген Карлсдр (Jaapgen Caerlsdr). В 1635 году, когда 29-летний Рембрандт нарисовал их, им было 69 и 70 лет соответственно. В то время он был ведущим портретистом Амстердама. Богатые горожане платили огромные суммы, чтобы их увековечил самый востребованный художник города. Овальные портреты Яна и Япген размером 19,9 на 16,5 см — самые маленькие портреты, которые Рембрандт когда-либо писал.
Эксперты полагают, что он, возможно, представил их как услугу, поскольку Ян и Яапген были друзьями его семьи.В 1624 году их сын Доминик женился на кузине Рембрандта Корнелии Корнелисдр ван Зайтбрук. В 1635 году они были в Амстердаме на крещении, и Джонатан Биккер, куратор голландской живописи XVI века в Рейксмузеуме, полагает, что, возможно, они попросили Рембрандта быстро написать пару портретов, с которых позже он сделал бы большие копии.
Подозрения, что портреты были написаны рукой Рембрандта, подтвердились после обширных технических исследований, проведенных Рейксмузеумом с использованием рентгеновской радиографии, инфракрасной фотографии, инфракрасной рефлектографии, макрорентгенофлуоресценции, стереомикроскопии и анализа образцов краски. В совокупности результаты исследований представляют собой убедительные доказательства. Прежде всего, смелый и энергичный стиль этих портретов, соответствует быстрому исполнению Рембрандтом других портретов начиная с 1634 года. Точно так же то, как вносились изменения в процессе рисования, тоже соответствует другим картинам художника. Эти изменения видны как в воротниках, так и на головном уборе Япген. Исследование с помощью стереомикроскопа показало, что портреты построены так же, как и другие портреты, написанные Рембрандтом в этот период. Более того, пигменты соответствуют тем, которые часто использовал Рембрандт, включая свинцовые белила, свинцово-оловянную желть, черный пигмент из жженой кости или слоновой кости, различные земляные пигменты, киноварь и красный лак. Для подписей на обоих портретах была использована одна и та же коричневая железосодержащая краска. Портреты также имеют поразительное сходство в отношении наслоения и состава краски по сравнению с другими портретами, написанными Рембрандтом в 1634 и 1635 годах.
Портреты оставались в семье Яна и Япген до тех пор, пока не были проданы после смерти их праправнука Мартентена Хове в 1760 году. После этого они сменили нескольких титулованных владельцев и в конечном итоге были проданы Джеймсом Мюрреем, 1-м бароном Гленлайоном, на аукционе Christie's в 1824 году. После этой продажи портреты попали в частную коллекцию Великобритании и были недоступны ученым, пока потомок коллекционера не решил их продать. Они были проданы в июле на аукционе Christie’s в Лондоне за 11,2 миллиона фунтов стерлингов. Покупателем стал Генри Холтерман, который затем отдал их Рейксмузеуму в долгосрочную аренду.
«Рейксмузеум обладает самой большой и представительной коллекцией картин Рембрандта в мире. Учитывая мою тесную связь с музеем и тот факт, что группа музейных экспертов проводила исследования этих портретов на протяжении многих лет, я чувствую, что эти работы принадлежат музею», — объясняет свое решени Генри Холтерман.