Монументальная гробница римской эпохи была обнаружена в святилище Аполлона Сминфея в деревне Гюльпинар, что в провинции Чанаккале на западе Турции. Кости были потревожены и найдены перемешанными, но на данный момент в гробнице обнаружены скелетные останки более десятка человек, взрослых и детей. Вероятно, это были члены богатых семей, способные заказать большую гробницу в очень важном священном месте.
Деревня Гюльпинар находится рядом с древним городом Гамакситом (Ἁμαξιτός), считавшимся пограничным между Троадой и Эолией. Считается, что Гамаксит был основан жителями Милета в VIII или VII веке до нашей эры, но археологические находки пока не подтверждают это. Первое упоминание города относится к 425 году до н. э. и содержится в реестре дани, уплачиваемой Афинам подчиненными городами. Гамаксит платил в год четыре таланта, что больше, чем другие города Троады. Источником богатства города служили соляные копи.
Главной достопримечательностью города был храм Аполлона Сминфея (Ἀπόλλων Σμινθεύς). Происхождение этого эпитета загадочно. Впервые он встречается в «Илиаде», когда рассказывается, как жрец Аполлона Хрис попытался выкупить у вождя греков Агамемнона свою плененную дочь. Агамемнон отказался вернуть пленницу, и Хрис взмолился своему покровителю, прося его покарать обидчиков:
Сминфей! если когда я храм твой священный украсил,
Если когда пред тобой возжигал я тучные бедра
Коз и тельцов, — услышь и исполни одно мне желанье:
Слезы мои отомсти аргивянам стрелами твоими!» (I, 39–42, перевод Н. Гнедича).
В ответ Аполлон своими стрелами насылает на лагерь греков чуму. Слово Σμινθεύς не было греческим, сами греки его считали пеласгским или мизийским. Исходное значение слова непонятно, греческая традиция объясняла его как «мышиный». Впервые такое его толкование встречается у поэта первой половины VII века до н. э. Каллина Эфесского. Он рассказывал, что группе критян оракул приказал основать город там, где на них нападут «рожденные землей» (γηγενεῖς). Когда они достигли района будущего Гамаксита, огромная стая полевых мышей съела всю кожу на их снаряжении, и поэтому они остановились там. Позже слово σμίνθος даже начинает употребляться греческими поэтами для обозначения мыши.
И античные авторы, и современные исследователи понимают имя Аполлона Сминфея как бога, защищающего крестьян от мышей, уничтожающих урожай. Его сопоставляют с другими эпитетами Аполлона, отражающими его функцию защиты от вредоносных животных: Λύκειος — «волчий», Λυκοκτόνος — «убивающий волков», Παρνόπιος — «саранчовый», Σῑτάλκᾱς — «защитник зерна». Если учесть, что, по одной из версий, имя Аполлона представляет собой субстантивированное причастие от глагола ἀπέλαω — «отгонять, отвращать», то в сочетании с эпитетами оно превращается в «отгоняющий мышей», «отгоняющий волков», «отгоняющий саранчу».
Храм Аполлона Сминфея пользовался известностью в греческом мире. На монетах, которые чеканились в Гамаксите в IV и III веках до нашей эры, изображался Аполлон Сминфей, а позже такие монеты продолжали производиться вплоть до правления императора Галлиена (260–268 гг. н. э.) монетным двором Александрии Троянской, с которой Гамаксит был объединен в один полис. Страбон писал, что в храме Аполлона Сминфея находится статуя бога, попирающего ногой мышь, изготовленная скульптором Скопасом. Гераклид Понтийский сообщал, что в этом храме содержались священные мыши. А римский писатель Клавдий Элиан даже утверждал, что эти мыши гнездились прямо за алтарем. Культ Аполлона Мышиного распространился на остров Родос, где один из месяцев местного календаря назывался Σμίνθιος и проводился праздник Σμίνθια.
В Гамаксите можно увидеть руины ионического храма, построенного около 150 г. до н. э. Сохранились фрагменты антаблемента, украшенные сценами из «Илиады». На этом месте были найдены фрагменты монументальной статуи высотой около пяти метров, возможно, это та самая статуя Аполлона, топчущего мышь. В римский период территория святилища была расширена, там построили две большие общественные бани, где паломники очищались перед богослужением, семь цистерн с водой для снабжения бань и дорогу, ведущую в город Александрия Троянская в 30 километрах к северу.
Раскопки на территории святилища проводятся регулярно с 1980 года. В нынешнем сезоне были обнаружены остатки двух гробниц и фундаменты нескольких зданий. Археолог Хусейн Яман рассказывает: «Мы стремимся не только получить информацию о погребальных традициях отдельных людей и общин, которые когда-то жили здесь, но и внести свой вклад в определение ареала священных сооружений, или, другими словами, для определения границ священной территории. В соответствии с этой целью в ходе раскопок, проведенных в трех разных точках, мы обнаружили остатки двух гробниц наряду с остатками фундаментов некоторых построек. Основываясь на артефактах, найденных в единственной комнате монументальной гробницы, которая, похоже, сохранилась с неповрежденным фундаментом, мы предполагаем, что она была построена около 2000 лет назад, примерно в первом веке нашей эры».