будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
археология история религиоведение
Ноябрь 17, 2025
Pro Science
Корсун Артем

Ритуальное погребение осла обнаружено на раскопках в Тель-Хароре

Ритуальное погребение осла обнаружено на раскопках в Тель-Хароре
ps_yman_donkey
Юноша и осел. Византийская мозаика V века

Израильские археологи Ги Бар-Оз, Пирия Нахшони, Адас Мотро и Элиэзер Д. Орен опубликовали результаты раскопок в Тель-Хароре (библейская Герара) на юге Израиля, неподалеку от Беэр-Шевы. В результате раскопок в святилище, относящемся к III слою Бронзового века (1700/1650-1550 до н.э.), было открыто ритуальное погребение осла в упряжи и с вьючной сумкой на спине.

Это открытие не только свидетельствует о широком использовании упряжи в левантийском Бронзовом веке, но и археологически  подтверждает существование культа осла у ханаанеев II тыс. до н.э., что ранее было известно исключительно из письменных и иконографических источников. Подобные ритуальные захоронения обнаружены в раннедодинастическом Египте (Абидос, Тархан, Абусир, Хелуан) и в раннем Бронзовом веке Сирии и Месопотамии (Тель-Халава, Тель-Брак, Умм-Эль-Марра, Абу-Салабих, Киш, Ур).

Отдельные культовые погребения осла на территории Леванта ранее были неизвестны. Кости осла часто встречаются в Леванте в связи с погребальными ритуалами: как остатки ритуальной трапезы и как «транспорт» для перевозки умерших в мир мертвых. В Египте ослов хоронили у входа в гробницы, а в сирийском некрополе Умм-эль-Марра для ослов, привозивших покойников в некрополь и затем умерщвлённых, было отдельное погребение в круговом валу.

Поселение Тель-Харор в этот период было одним из крупнейших городов Леванта, оно занимало 40 акров и было укреплено массивными валами и глубоким рвом. Святилище, в котором был обнаружено ритуальное погребение осла, находилось в юго-западной части города и функционировало около 150 лет. Оно построено по плану, типичному для сирийских храмов этого времени, и включало в себя складские и подсобные помещения, а также просторный двор с многочисленными алтарями, в котором найден культовый инвентарь и следы жертв, в частности – полные скелеты молодых собак и крупных птиц.

Наибольший интерес у археологов вызвало то, что осёл был захоронен взнузданным в упряжь, от которой сохранились металлические детали, причём эти детали, а, возможно, и несохранившиеся детали из органических материалов, были намеренно испорчены, что вполне соответствует религиозным представлениям того времени. Сохранился и металлический крепеж седельной сумки, находившейся на спине. Такие сумки известны по изображениям из Бени-Хасана (Египет). Погребение было совершено в полу комнаты 3 х 6 м., в которой ранее был обнаружен череп другого осла. Отдельные кости этого второго осла (без упряжи) были найдены рядом с первым погребением. Поверх погребения были найдены кости овец и коз, приносившихся в жертву этим животным. Сохранились следы куполообразной крыши гробницы, обмазанной глиной. Поскольку металлические детали сбруи в погребениях ослов этого периода неизвестны, археологи предполагают, что эта инновация связана с активным использованием аналогичной упряжи в боевых колесницах.

Металлический крепеж седельной сумки

В эпоху неолита-палеометалла культ осла был распространен по всему Средизменоморью, но наибольшее значение ему придавалось как раз в Леванте. Он был связан умирающими и возрождающимися силами природы и, по всей видимости, был вытеснен монотеистическим иудаизмом уже к середине I тыс. до н.э., после чего сохранялся в фольклоре, что и послужило причиной нелепых обвинений иудеев и христиан в онолатрии (ослопоклонстве). Иосиф Флавий в трактате «Против Апиона» опровергает распространенную в позднеантичное время легенду о том, что в святилище «евреи поместили ослиную голову, воздавали ей почести и удостаивали ее всяческого поклонения. Голова пропала тогда, — уверяет он [Апион], — когда Антиох Епифан разорял храм и обнаружил, что она сделана из чистого золота и стоит немалых денег». Аналогичные обвинения выдвигались и против христиан, не только потому, что античные авторы часто путали иудеев и христиан, но и в силу широкой популярности евангельского эпизода, описывавшего въезд Иисуса в Иерусалим на осле. В римских подземельях была обнаружена карикатура на христиан (III в.н.э.) изображающая человека поклоняющегося распятому на кресте ослу или человекоподобному существу с ослиной головой и подписью «Анаксамен поклоняется своему богу».

Реконструкция седельных сумок на основе рисунка в гробнице в Бени-Хасан (Египет)

В историческое время на Ближнем Востоке образ бога-осла стал срастаться с культами более крупных мужских божеств: в Финикии и Сирии – Ваала, в Вавилонии – Ниниба, в Египте – Сета. С другой стороны, бог-осёл был связан с богинями смерти и возрождения, такими как Иштар-Астарта, а в сасанидском зороастризме трехногий осёл управлял сменой лунных фаз. Будучи вытесненным из религиозной практики, культ осла сохранялся в карнавальной культуре Византии и Западной Европы в течение всего Средневековья. У армян до начала прошлого века сохранялся обычай убийства осла на могиле предков человека, который долгое время не отдаёт долг. После ритуала душа предка должна была воплотиться в осла.

Найденное в Тель-Хароре погребение фиксирует  важный момент поклонения богу-ослу и реальному ослу, погребенному в храме, до того, как культ бога-осла стал сливаться с образами других божеств.

Корсун Артем
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).