будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
архитектура история искусства
Ноябрь 25, 2016
Pro Science
Руссо Максим

Рождение архитектуры

Рождение архитектуры
greece-1594689_1280
. Источник: Pixabay

24 ноября в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру» в библиотеке-читальне имени Ивана Тургенева с лекцией на тему «Азбука зодчества. Как "читать" памятники архитектуры» выступил искусствовед, лауреат премии «Просветитель» 2016 года, автор книги «Анатомия архитектуры» Сергей Кавтарадзе.

На самом раннем этапе человеческой истории люди придумали архитектурную конструкцию, состоящую из горизонтальной балки, положенной на две вертикальные опоры. Научное ее название – стоечно-балочная система. И сейчас любой, кто строил у себя на даче сарай или хотя бы шалаш, использовал это открытие древних строителей.

Со временем, когда возникли первые государства древности, здания, построенные по этой системе, стали украшать. Например, в египетских храмах вертикальные колонны делали в виде стволов пальм, пучков стеблей папируса, верхние их части стали выполняться в виде цветков лотоса. Все это воспроизводило образ зарослей, сквозь которые человек после смерти должен пробираться в страну мертвых.

Каноны архитектуры на долгие века вперед определили древние греки, создав так называемые архитектурные ордера. Рассуждая об античной архитектуре, мы обычно представляем себе мраморные строения. Но, как напомнил слушателям Сергей Кавтарадзе, первоначально греческие храмы строились из дерева. Глухую стену храма греки предпочитали окружить открытой галереей, образованной рядом колонн. Колонны были деревянными столбами, сужающимися кверху, при снятии с них коры инструменты плотников оставляли на них вытянутые желобки. На вершине колонны делается расширение в форме чаши, а над ним лежит квадратная плита. На эту плиту кладется продольная балка, а на нее опираются поперечные балки, положенные для жесткости на ребро. Чтобы дождевая вода лилась на землю, над всем зданием делается двускатная крыша, причем концы стропил выходят за ряд колонн, поэтому вода не будет лить прямо на фундамент. Наконец, торцы поперечных балок защищают от дождя и ветра, закрыв деревянными щитами. Другие щиты закрывают промежутки между поперечными балками.

 
Wikimedia Commons

Когда греки начали возводить свои храмы из камня, их строение воспроизводило деревянную конструкцию. Деревянные столбы стали мраморными колоннами, на них остались даже продольные желобки, хотя кору с мрамора снимать не надо (эти желобки называют каннелюрами). На каждой колонне есть чашеобразное расширение – эхин («котел»), на эхине – квадратная плита абак. Вместе эхин и абак образуют «голову колонны» – капитель (от латинского caput «голова»). Продольная балка образует каменный архитрав. Торцы поперечных балок, закрытые щитами, превратились в триглифы. Щиты, закрывающие промежутки между поперечными балками, стали метопами (в греческих храмах метопы часто украшались рельефными скульптурами, такими, например, были метопы Парфенона – храма Афины в Акрополе). Вместе чередующиеся триглифы и метопы образуют фриз.

И вот тут наступил очень важный момент. В каменном храме уже не было никаких поперечных балок. Но триглифы, изображающие их торчащие из кровли концы, есть. Если мы перенесем свой взгляд чуть выше, то увидим мутулы – каменные изображения оконечностей стропильных досок. Но самих стропил у мраморного храма тоже нет. Здесь архитектура впервые начинает изображать работу каких-то конструкций, но не в действительности, а в виде своеобразной игры, театрального представления.

Сергей Кавтарадзе пишет: «Это обстоятельство, как будто случайное и, может быть, родившееся действительно абсолютно спонтанно, совершило настоящую революцию в искусстве строить. Воплотившись в камне, архитектура греков впервые стала полноценным изобразительным искусством, причем изображала она не что-то иное, а саму себя, работу собственных конструкций. Теперь рассказ о том, как работают опоры и балки, как помогают им в этом тяжелом труде детали помельче, о непростых взаимоотношениях несомых и несущих частей сам по себе сделался художественной ценностью».

Архитекторы научились подчеркивать напряженность конструкции, усиливая зрительное впечатление. Для этого, например, нижняя треть ствола колонны чуть расширяется (такое расширение называется энтазис), колонна как будто демонстрирует, что ей тяжело. Интересно, что примерно в то же время, когда складывались эти каноны античной архитектуры, греческие скульпторы тоже начали передавать напряжение человеческого тела, работу мускулов. Они стали изображать людей, вес тела которых был перенесен на одну ногу, а вторая в это время была расслаблена. В качестве примера такого приема можно посмотреть на статую «Дорифор» («Копьеносец») работы скульптора Поликтета и сравнить ее с более ранними фигурами юношей – «куросами».

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).