будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
музеи искусственный интеллект история искусства подделка произведений искусства
Июль 14, 2025
Pro Science
Руссо Максим

Рубенс и искусственный интеллект

Рубенс и искусственный интеллект
ps_n-6461-00-000039-hd.jpeg
«Самсон и Далила». Источник: London National Gallery

Серия тестов с использованием искусственного интеллекта показала, что шедевр Питера Пауля Рубенса «Самсон и Далила» (около 1609/10) из Национальной галереи в Лондоне, скорее всего, является подделкой. Сравнив работу со 148 подтвержденными картинами Рубенса, алгоритм пришел к выводу, что шансы на то, что картина неаутентична, составляют 91 %.

Картина написана маслом на деревянной панели размером 185 на 205 сантиметров. На ней изображен эпизод из ветхозаветной истории о Самсоне и Далиле, описанной в Книге Судей. Рубенс изображает момент, когда Самсон заснул на коленях своей жены Далилы, а юноша в это время остриг ему волосы, что лишило Самсона его чудесной силы. Известно, что картина на этот сюжет была написана Рубенсом по заказу мэра Антверпена Николаса Рококса, который был близким другом художника и приобрел немало его работ. Картина висела в доме Рококса, а после его смерти в 1640 году была продана неизвестному лицу.

В 1700 году панно « Самсон и Далила», приписываемое Рубенсу, было куплено князем Хансом Адамом I фон Лихтенштейн и хранилось в художественной коллекции рода Лихтенштейн в Вене. Однако уже в XVIII веке ее автором сочли Яна ван ден Хёке, который был главным помощником Рубенса в 1630-х годах. Затем картина была продана в 1880 году в Париже, где вновь появилась на публике в 1929 году. Тогда ее автором считали нидерландского художника Геррита ван Хонтхорста. Но специалист по Рубенсу Людвиг Бурхард подтвердил, что «Самсон и Далила» были написаны Рубенсом. Правда, после смерти Бурхарда в 1960 году стало известно, что он приписывал Рубенсу картины ради собственной коммерческой выгоды и, возможно, без достаточных оснований. «Более 60 картин Рубенса, подтвержденных Бурхардом… впоследствии были не признаны подлинными в Corpus Rubenianum», — сообщает издание ArtWatch UK, которое в течение многих лет следило за спорами вокруг «Самсона и Далилы».

В конце концов, картина была выставлена на аукцион Christie's в 1980 году и куплена Национальной галереей за 2,5 миллиона фунтов стерлингов (5,4 миллиона долларов). Несмотря на разногласия, Национальная галерея продолжает считать работу подлинной и включает ее в число 30 основных шедевров своего собрания. Известны два предварительных наброска «Самсона и Далилы»: рисунок тушью на бумаге (частная коллекция в Амстердаме) и эскиз маслом на деревянной панели (Художественный музей в Цинциннати). Дендрохронологическое исследование картины подтверждает, что она относится к периоду работы Рубенса.

Ряд ученых сомневался в подлинности картины с тех пор, как Национальная галерея приобрела ее. В частности, искусствоведы обратили внимание, что на картине не полностью поместились пальцы правой ноги Самсона, тогда как на двух копиях XVI века нога Самсона изображена полностью. Речь идет о гравюре Якоба Матема из Харлема (около 1613) и картине Франса Франкена Младшего «Ужин в доме бургомистра Рококса» (ок. 1630–1635, Дом Рококса, Антверпен). На последней из работ картина Рубенса изображена висящей на стене. Недоброжелатели утверждают, что усеченная композиция на картине из Национальной галереи доказывает, что работа является копией утерянного оригинала.

Скептики также ставят под сомнение качество картины, ее стиль и цветовую палитру, но музей в ответ утверждает, что эта работа представляет собой период экспериментов в творчестве Рубенса. Однако его самая известная картина того же периода, «Воздвижение креста», обладает характерными признаками его стиля. «Когда я впервые увидела "Самсона и Далилу" в Национальной галерее в 1987 году, я сразу подумала, что это не может быть работа Рубенса, и предположила, что это копия XX века», — сказала художница и независимый ученый Евфросиния Доксиадис, известная своими исследованиями файюмских портретов. Евфросиния Доксиадис полагает, что техника исполнения картины значительно отличается от подлинных работ Рубенса. Она представила в музей отчет со своими выводами в 1992 году и до сих пор поддерживает целый сайт, посвященный разоблачению картины.

Теперь в спор о «Самсоне и Далиле» вступил искусственный интеллект. Нейронная сеть анализировала образцы мазков и другие аспекты картин Рубенса и сопоставляла их с характеристиками «Самсона и Далилы». «Я была так шокирована, — заявила изданию The Guardian Карина Поповичи (Carina Popovici), соучредитель швейцарской фирмы Art Recognition, проводившей исследование. — Мы повторили эксперименты, чтобы убедиться, что не ошиблись, и результат был одинаковым».

Национальная галерея отреагировала на результат исследования сдержанно. «Галерея всегда принимает к сведению новые исследования, — сообщили работники галереи изданию The Guardian. — Мы будем ждать полной публикации, чтобы можно было должным образом оценить любые доказательства. До этого момента дальнейшие комментарии будут невозможны».

Одновременно нейросеть оценила другую работу Рубенса, хранящуюся в галерее, — «Осенний пейзаж с видом на замок Стен ранним утром». В этом случае результат оказался куда более благоприятным для музея. По мнению искусственного интеллекта, вероятность того, что картина действительно принадлежат кисти Рубенса, составляет 98,8 %.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).